Искусство в Индии

Буддизм и искусство » Искусство в Индии

Страница 1

В первые века новой эры буддизм и индуизм в Индии развивались параллельно, причем их философский спор был главной движущей силой. Буддизм оказал серьезное влияние на индуизм, особенно в его теоретической части. Индуистская школа ньяя оформилась не без воздействия буддийской логики, а индуистская веданта – под влиянием буддийской философии мадхьямики. Также буддизм сыграл не последнюю роль в уменьшении кровавых жертвоприношений в индуизме. До XI в., когда буддизм полностью ушел из Индии, общие духовные традиции были тесно взаимосвязаны и влияли друг на друга. Будда стал одним из индуистских божеств, а все индуистские боги вошли в буддийский пантеон. Последним расцветом буддийского искусства в Индии был период правления Гуптов.

Для поклонения божествам в Индии возводили храмы. Первые (бхагаваитские) появились III–II вв. до н.э. Зодчие в Индии вырубали храмы в монолитных скалах и пещерах, украшали скульптурными фризами открытые поверхности скал. В некоторых пещерных комплексах, например в Элоре, соседствовали буддийские, джайнские и индуистские святилища. В период правление династии Гуптов появилась новая архитектурная традиция, воплотившаяся в формах храмов. Сложилось два стиля храмовой архитектуры. Они отличались внешним видом башни перекрытия – шикхара. В северной индоарийской части страны отдавали предпочтение башне гладкой пирамидальной формы с округлой вершиной, увенчанной острым шпилем (калаша) на плоском каменном диске (амалака).

В отличие от северной нагара-шикхары на юге в архитектуре утвердилась дравида-шикхара, которая вздымалась вверх ступенчатой пирамидой.

Внешний вид некоторых храмов напоминал колесницы богов, поэтому они назывались колесницами-ратхами. Истинный взлет зодчества – город Виджалнагар (XVI В.)

Южная Индия – музей храмовой архитектуры. В каждой области есть храм, с которым связана какая-нибудь легенда или там хранится статуя божества, его символ, обладающий чудодейственной силой. Внутри и снаружи храмы покрыты скульптурной резьбой, орнаментами, фигурами богов, героев, танцоров и музыкантов. В реалистических картинках и символах показаны разные стороны жизни людей и богов. Храм, построенный с учетом всех требований ритуала, – олицетворение тела того божества, которому он посвящен. Изображение божества – джива (душа) храма. Алтарь – символ вселенной, состоящей из 5 элементов (панчабхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир. В основе храма заложена мандала. Это условное изображение вселенной. Она бывает в форме летящего сокола, большой черепахи или языка огня. Сердцем храма является комната-святилище (гарбхагриха), где царит полумрак, там находится символ божества. Святилище может быть отдельно от зала для верующих (мандапа). В храмах на юге Индии также есть святилище и для супруги божества. В некоторых храмах есть брачный зал (кальянамандапа), где в праздники проходят встречи бога и богини.

Храмы составляют неотъемлемую часть индийских пейзажей.

Особенностью индийских храмов является эротическая скульптура, что всегда озадачивает иностранцев с Запада, так как многие наслышаны о строгости нравов на Востоке, твердости божественных обетов и отказе от мирских радостей. В селении Кхаджурахо (Центральная Индия) в сохранившихся храмах скульптуры представляют нескончаемую череду проявлений сексуальной практики. Архитектурные сокровища храмов – шедевры, рожденные вдохновением зодчего, имеющие совершенную планировку. Но главное здесь – множество воплощенных в камне влюбленных пар, существ небесной красоты. Это уникальные творения лучших мастеров средневековой Индии. Как же появились эротические мотивы в храмовом искусстве? У индийских ученых нет однозначного ответа. Есть несколько предположений, главным из которых является то, что встреча мужчины и женщины на ложе любви – проявление служения богу со стороны обоих, то храмовые скульптуры образ достижения высшей духовности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Концепции культуры в немецкой классической философии
Кант Иммануил (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В развитой с 1770 «критической философии» («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1 ...

Исторические музеи
В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло приз ...

Рождение антиутопии из духа кризиса и борьбы
Неизменным спутником утопии была антиутопия. Наряду с понятием «антиутопия» существуют и часто употребляются как синонимы такие понятия, как «негативная утопия», «какотопия», «дистопия», «контрутопия», «утопия-предупреждение». Например, р ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы