Частные и общественные коллекции Древнего Рима

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Частные и общественные коллекции Древнего Рима

Страница 2

Пристрастия римских коллекционеров были самыми разнообразными. Почетное место в коллекциях занимали природные редкости и древности. Например, особенно увлекался ими император Август, который собрал на своей вилле на Капри множество необычных и редких вещей. Среди них были “доспехи героев” и огромные кости, что принимались за останки исполинских зверей и гигантов – легендарных Титанов.

Но большинство коллекционеров предпочитала статуи и картины. В I в. до н.э. пинакотека (картинная галерея) становится обязательным элементом частного дома или виллы. В коллекцию входили скульптурные и живописные изображения предков, портреты государственных деятелей, поэтов, писателей, философов минувших эпох. В выборе персоналий важную роль играли личный вкус и гражданские идеалы владельца коллекции.

В собрание, помимо статуй и картин греческих умельцев римские коллекционеры вкладывали вазы, кубки, изделия из серебра, золота, драгоценных камней, слоновой кости или черепахового панциря, предметы интерьера из кипариса, кедра, бронзы, восточные ковры из золоченых нитей. Особенно пользовались спросом изделия из коринфской меди и бронзы, предметы из горного хрусталя и янтаря с Балтии, причем, стоимость янтарной статуэтки могла превышать стоимость раба. Была конкуренция за обладание геммами – драгоценными (полудрагоценными) и поделочными резными камнями в виде инталий (с вогнутым изображением) или камей (рельефным). Геммами были и перстни-печатки с резными камнями.

Среди римских коллекционеров первым обзавелся собранием гемм, или дактилиотекой Марк Скавр, потом Помпей Великий, который собрал коллекцию резных камней (около 2000 предметов); шесть дактилиотек собрал и потом посвятил в храм Венеры Юлий Цезарь.

Так составлялись живописные и скульптурные коллекции, включавшие и оригиналы и копии работ прославленных мастеров, уникальные образца мебели и декоративно-прикладного искусства. Все это украшало интерьеры городских домов, размещалось в парках, гимнасиях и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами и растениями).

Излюбленным местом расположения коллекционных предметов становятся и загородные виллы. Те, которые принадлежали таким римским интеллектуалам, как Цицерон, Плиний Младший, изначально возводились для проведения творческого отдыха, встреч единомышленников. В подражание знаменитым школам Платона и Аристотеля, прославленным научным учреждениям Александрии и Пергама римская интеллектуальная элита метафорично называла свои загородные виллы мусейонами (от лат. museum – место ведения философских дискуссий).

Естественно, что не все римские виллы отличались таким творческим “характером”; многие из них были подчеркнуто помпезны. Так, в дворцовом комплексе Нерона помимо терм, искусственного озера, зоопарка, садов, в Золотом дворце и парках находилось огромная коллекция бронзовых статуй.

Оригинальностью отличалась знаменитая вилла императора Андриана, где, кроме библиотеки и Морского театра, находились воспроизведенные известные архитектурные сооружения и памятники. В эту коллекцию входили Академия Платона и Ликей Аристотеля, Стоя Пойкиле, статуи амазонок Фидия и Поликлета и даже “подземное царство”. Тонкий ценитель греческой культуры, Андриан украсил виллу множеством статуй – оригиналами и копиями прославленных шедевров греческих мастеров.

К концу I в. до н.э. в частном владении находилась значительная часть художественных богатств античного мира, но при этом возникла проблема доступа к ним остальных римских граждан. Так, сенатор Марк Агриппа предложил сделать общественным достоянием все картины и статуи, которые хранились в виллах. Но, естественно, это предложение не поддержали частные коллекционеры. Первым открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин сенатор Азиний Поллион. Именно поэтому его галерею часто называют первым европейским музеем. Конечно же, в Древнем Риме имелось немало общественных художественных собраний, которые были доступны для публичного и свободного осмотра.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Национальная и общенациональная культуры
Национальные культуры развиваются из этнических и перенимают от них способность к структурообразованию самобытных устойчивых стилей соответственно исходным ментальным и жизненным установкам коллективных субъектов, «социальных личностей». ...

Тексты и их интерпретация
В герменевтике (так называют теорию и практику истолкования текстов, а также философское учение, связанное с этой проблематикой) выделяется целый ряд обстоятельств, обусловливающих возникновение разных способов понимания и интерпретации т ...

Театр как сфера диалога
Рассмотрим основные особенности театрального искусства, важные с точки зрения философского подхода и наиболее важные для нашего исследования. Во-первых, это ситуация «здесь и сейчас» играемого спектакля; действие происходит, случается в ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы