Частные и общественные коллекции Древнего Рима

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Частные и общественные коллекции Древнего Рима

Страница 1

В истории античной культуры приоритет в создании института частного коллекционирования принадлежит воинственному и могущественному соседу эллинистических монархий – Древнему Риму.

Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры.

Под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениям искусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли после разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз, когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузы статуи и картины.

На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.

После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Свою долю получали и триумфаторы. Сопровождая статуи и картины подобающими случаю надписями, они посвящали их богам, но при этом немалая часть художественных трофеев оседала во дворцах и виллах, свидетельствуя тем самым о начавшемся процессе формирования института частного коллекционирования.

Его становление происходило в условиях неодобрения и противодействия со стороны традиционной общественной морали, осуждавшей и любовь к произведениям искусства, и стремление к единоличному обладанию ими. Но эта охранительно-консервативная традиция не удержалась, и уже к I в. до н.э. о частном коллекционировании можно говорить как о вполне сложившимся явлении.

Владельцем огромного собрания картин, статуй, предметов декоративно-прикладного искусства стал, например, диктатор Рима и завоеватель Афин Корнелий Сулла, опустошивший храм Асклепия и храм Зевса в Олимпии. Хитростью и шантажом, воровством и насилием составил одно из богатейших художественных собраний своего времени наместник Сицилии Гай Веррес.

Богатая художественная коллекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждая его высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенно новоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией. Но, естественно, не все знатные римляне собирали ее лишь ради престижа; были и такие, кто действительно ценил искусство - Цицерон, поэт Асиний Поллион, писатель Плиний Младший.

Собирательство в области художественной культуры постепенно приобретает черты, связанные с личным вкусом, склонностями, социальным положением владельца. Коллекции приобретают самостоятельную по отношению к их первоначальной функции семантику, все более соотносимую с социальным портретом владельца.

Развитие частного коллекционирование способствовало одновременному зарождению художественного рынка. В I в. до н.э. аукционы и предваряющие их выставки произведений искусства стали обычным явлением в римском обществе. Часто с публичных торгов уходили целые собрания. Такая участь постигла прославленные коллекции Помпея Великого после разгрома его войск Юлием Цезарем. Произведения искусства продавались также в лавках, расположенных в центре Римского форума вдоль “священной дороги”.

Чтобы обозначить истинную ценность предмета искусства, распознать подделку, для римских покупателей необходимы были услуги экспертов и консультантов. Вначале в этом статусе выступали греческие художники, а также копиисты, которые приобретали в процессе своей работы весомые познания относительно стиля и техники определенного автора. Лишь в I в. до н.э. стали появляться эксперты знатного происхождения со специальной подготовкой.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Прорезная, или пропильная резьба по дереву
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень прост ...

Творчі досягнення Дж. Ноймайер
Сам Ноймайєр відводить собі нішу в історії світового балету XX ст. між Бежаром та Дж. Кранко, маючи на увазі насамперед, тяжіння до великої форми. «На моїй роботі, наголошує Ноймайєр, позначається модерністський вплив. Разом з тим, знаючи ...

Понятие «суеверие»
Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас мн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы