Коллекционирование в эпоху Эллинизма

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Коллекционирование в эпоху Эллинизма

Страница 1

Эллинизм сыграл в истории Европы особую роль в формировании “музейного отношения” культуры к самой себе. В это историческое время в общественном и индивидуальном сознании впервые складывается чувство исторического прошлого, наследниками которого ощутили себя люди эллинистической поры. В эпоху эллинизма в собирательстве памятников существовала четкая связь с греческой традицией, то есть сохранялась функциональная преемственность бытования вещи. Памятники использовались в соответствии с их прежним назначением. Было широко распространено копирование произведений искусства с греческих оригиналов, при этом, правители были осмотрительны в выборе предметов для коллекций, соотнося их с реалиями монархии. Популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками.

Греция периода расцвета была слишком молода, слишком полна собственных творческих сил, презрения ко всему иному как к варварству, чтобы греки могли стать “собирателями” в нашем сегодняшнем смысле слова. Иное дело – эпоха эллинизма, когда Александр, а особенно, его последователи, уже почувствовавшие ностальгию по прошлому, пытались возродить Древнюю Элладу во всей Великой империи.

Таким образом, как явление, коллекционирование возникает лишь в эпоху эллинизма. В этот исторический период происходило объединение двух миров – древнегреческого и древневосточного, который прежде развивался обособленно. В результате расширялись не только географические рамки греческого мира, но и его культурные горизонты. Все ярче проявлялся индивидуализм; во всех сферах культуры – религии, философии, искусстве – в центре внимания находился уже не коллектив, а отдельный человек, со своим внутренним миром и стремлениями. На этом историческом фоне начинает формироваться личность коллекционера.

Но до того как частные коллекции получат повсеместное распространение, долгое время приоритет как “музейного” собирателя имели храмы.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, главным источником храмовых сокровищниц в эллинистическом мире становились военные трофеи. В составе коллекций накапливался обширный материал по “чужим” культурам и экзотической природе. Экзотический материал часто трактовался как сакральный. В прилегающих к храмам садах могли содержаться “священные” животные, птицы, а в рудах - рыбы. Внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения, предметы экзотического быта жителей дальних стран. Например, в египетском городе Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни. При всей условности трактовки диковинки пробуждали в людях любознательность, демонстрируя многообразие мира природы и культур Земли.

Первыми коллекционерами античного мира принято считать эллинистических царей. Истоки этого явления лежат в эллинизации Восточного Средиземноморья, борьбе диадохов, в результате которой образовывались новые государства. Так, Египет со столицей в Александрии оказался под властью Птолемеев, в Сирии – правили Селевкиды, в Пергамском царстве - Атталиды.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Пермь
Екатеринбург Болгария Курган, Уфа Барнаул, Заринск Позитивным психолого-педагогическим условием успешной работы коллектива является всесторонняя поддержка всех его членов художест ...

Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на хрис ...

«Старый дом» в XXI веке
Современный «Старый дом» отчасти продолжает традиции передвижного театра. По-прежнему гастролируют артисты во многих городах России, неоднократно бывали в Москве и Санкт-Петербурге, выезжали за границу: в Польшу (2002), Украину (2000), Шв ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы