Коллекционирование в эпоху Эллинизма

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Коллекционирование в эпоху Эллинизма

Страница 2

Их собирательная деятельность являлась составной частью государственной политики. Наличие коллекций в античную эпоху считалось делом чести, признаком высокого престижа государства.

Коллекционирование памятников Древней Эллады в странах эллинистического мира в первую очередь охватило высшие слои общества, но новацией, по сравнению с древнегреческим собирательством, стало распространение коллекционирования и в среде вольноотпущенников. Одним из основных мотивов собирательства, в этом случае было желание стереть из памяти свое рабское прошлое.

Лидерами эллинистического мира в области коллекционирования произведений греческого искусства всех периодов его развития были Атталиды. Так, на распродаже награбленных художественных ценностей, устроенной римлянами после завоевания Коринфа, Аттал II предложил за картину Аристида “Дионис” 600 000 динариев. Но завоевателю Греции Луцию Муммию эта сумма показалась столь огромной, что он, подозревая в ней неведомое ему достоинство, снял ее с торгов и посвятил в храм Цереры, вопреки уговорам Аттала.

В своей коллекционерской деятельности Атталиды стремились не только к удовлетворению своих личных эстетических вкусов, но и пытались представить греческое искусство во всем его многообразии. Они интересовались и произведениями мастеров классической эпохи, и работами архаического периода. Если оригинал был недоступен, пергамские правители приобретали произведение в копии. Но специального здания для своей богатой коллекции Атталиды не возводили. Приобретавшиеся ими произведения искусства украшали дворцовые покои, размещались в общественных местах, храмах, святилищах. Часть скульптурной коллекции находилась в зале библиотеки, при раскопках которой было обнаружено постаменты для статуй – Гомера, Сапфо, Геродота и др.

Таким образом, в эпоху эллинизма впервые утверждается такой тип культуры, что имел уже четкий фонд готовых форм и смыслов, в которые отливался непосредственный жизненный опыт. Сами эти “готовые” образы и модели, бывшее некогда одновременно и формой, и содержанием культуры, становились теперь только декорацией.

Произведение искусства еще не воспринималось по преимуществу как таковое и поэтому не могло приобрести статус “музейного памятника”, но, будучи тиражированным в других своих ипостасях, - как предмет культа, бытовой предмет, знак приобщенности к греческой культуре и учености, - оно так или иначе принимало на себя функции “экспоната”.

Превращение “эллинства” из узкоэтнической категории в общекультурную, связанную уже не с привилегией рождения, а с привилегией воспитания и образования, сделало распространение эллинской культуры принципиально неограниченным. Подражание греческой культуре изменило масштабы ее восприятия. Теперь каждый приобщенный к ней, к ее пластике и профессиональной художественной деятельности пытался копировать ее уникальные формы.

Что это дало? Распространение культуры вширь порождало опасность ее копирования, а значит ее истончения. Постепенный упадок творческий сил общества в эпоху позднего эллинизма привел не только к мировоззренческому кризису, творческому затишью в культурной жизни, но к росту массового потребления художественных изделий, их стандартизации. Небывалый спрос на предметы убранства и украшения способствовал, с одной стороны, развитию декоративного и прикладного искусства, с другой – появлению подделок, рассчитанных на невзыскательные вкусы массового потребителя.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные логические изъяны софистики о культуре
Что же является главной причиной заблуждений ряда теоретиков, пытающихся исследовать проблемы культуры? Почему кое-кто стремится рассматривать культуру сквозь “очки”, например, биологической науки и информатики, генетики и семиотики? Во- ...

Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов предметного мира
Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симме ...

Наследие Айвазовского
Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря, запечатленного в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им, неравноценны. Среди них есть и шаблонные, и среднего качества, но есть и отличные, вроде знаменито ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы