Боги Древнего Египта

Информация о культуре » Художественная культура Древнего Египта эпохи древнего царства » Боги Древнего Египта

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваялись скульпторами. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.

Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком. Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание – символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом, какое ни будь животное.

В храмах, посвященных богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священные животные. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и хоронились в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологами обнаружено около 300 тысяч мумий, относящихся к 4 тысячелетию до н. э. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как «минт» и «миу». Но кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типические черты породы через тысячелетия. Собака, как и многие другие животные, в Египте обожествлялась. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все, же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.

Еще по теме:

Образ, художественный образ, кинообраз
кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось, что образы не лит ...

Этническая и национальная культура
Этнич.(народн.) к-ра – это к-ра людей, связ-х общностью происх-я и совм. хоз. деят-тью. Местн. огранич-ть, жестк. локализ-я, обособл-е в сранит. узк. соц. простр-ве – одна из главн. черт этой к-ры. в ней господствует сила традиции, привыч ...

Рельефы и росписи
Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени V – VI династий фараоны теряют часть своего былого могуще ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы