Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг ХХ века

Информация о культуре » Становление и развитие музейного дела в России » Музейное строительство во второй половине 40-х – 50-е гг ХХ века

Страница 3

После 1953 г. управление музейным делом в России было сосредоточено во вновь созданном Министерстве культуры, а на местах – в органах культуры исполкомов Советов. Процесс демократизации, начавшийся в стране после смерти И.В.Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956), усиливавшийся интерес к отечественной истории и культуре, природе, туристическому движению способствовали возрастанию, вниманию к вопросам охраны и использования памятников истории и культуры, оживлению музейной деятельности.

Новый морально-политический климат в СССР после осуждения культа личности Сталина, процесс демократизации не могли не отразиться на музейной сфере. Перед музеями встала задача переосмысления содержания своих экспозиций. Начался процесс перепрофилизации музеев, связанных с именем Сталина. В июне 1958 г. ЦК КПСС при участии представителей АН СССР и деятелей культуры принял положение о коренном улучшении охраны памятников и деятельности музеев. Понадобилось пережить горечь утрат в великой Отечественной войне, чтобы осознать ценность культурного наследия.

Практическим результатом этого явилась организация музеев-заповедников в Новгороде, Костроме, Владимире, Суздале, Горьком. Наибольший отклик и признание получила работа Новгородского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, взявшего под охрану 98 памятников архитектуры Новгородской области, в том числе такие шедевры, как Кремль, церковь Спаса на Нередице, Юрьев монастырь и т. д. Многочисленный научный персонал заповедника, насчитывавший 120 человек, позволил превратить весь город в своеобразную экспозицию, рассказывающую об истории края, его традициях и ремеслах с IX в. по нынешний день.

Известная либерализация режима в середине 1950-х гг. позволяла активизировать деятельность краеведческих музеев. Возобновляются регулярные экспедиции по изучению края, оживляется издательская деятельность – практически каждый областной музей имел собственное издание («Краеведческие записки» Алтайского, Куйбышевского, Курганского, Магаданского, Таганрогского, Ульяновского, Хакасского, Ханты-Мансийского, Челябинского, Ярославского и др. музеев; «Брянский краевед», «Калужский краевед», «Вологодский край», «Из истории Татарии», «Из истории Кузбасса» Кемеровского музея, «На Западном Урале» Пермского края; «Труды…» Воронежского, Саратовского, Свердловского, Томского и др. музеев). Одной из форм краеведения стало создание общественных музеев.

Особым феноменом культурной жизни явилось создание в конце 1950-х гг. общественных музеев. Рождённые инициативой отдельных энтузиастов, обществ, организаций, действующих на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, вузах, при местных Советах и т.д., они стали резервом для формирования государственных музеев, значительно обогатили музейную сеть. Общественные музеи создавались при органах культуры, в школах, учреждениях и организациях, на предприятиях в тех местах, где ощущалась нехватка в музеях. Первыми были народные (общественные) музеи в городах Лысьва, Кизел, Очера Пермской области. Министерство культуры РСФСР рекомендовало управлениям культуры использовать опыт организации таких музеев (постановление Коллегии от 20 октября 1959); эта и другие меры государственных и партийных органов привели к формализации общественного начинания, к появлению общественных музеев, не имевших подлинных материалов.

Неустойчивость советской культурной политики в то время проявилась в очередной реорганизации управления музеями, которое вошло в Министерство культуры, созданное вместо Комитета по делам культурно-просветительных учреждений в 1953 г. Художественные музеи перешли в управление изобразительного искусства Министерства культуры, в то время как все остальные подчинялись управлению культурно-просветительной работы того же ведомства. Это решение, вредное для координации музейной деятельности в целом, объяснялось обеспокоенностью государственных идеологов оживлением художественной жизни в стране. Главной задачей художественных музеев считалась демонстрация русского и советского реалистического искусства с высоким «идейным содержанием». За этим следили специальные закупочные комиссии, через которые пополнялись коллекции художественных музеев.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Декоративная стилизация в натюрморте
Стилизация – упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизовать натюрморт, нужно отобрать основные характерные ...

Предметный мир Классицизма конца XVIII века
Характеризуя барокко и рококо можно сказать, что эти стили отличались господством изогнутых, волнистых линий в предм-м мире, то в конце XVIII в. возник. вновь интерес к ант-ти. В это время ведутся большие археолог-е раскопки, пишутся науч ...

Деятельность миланской дизайнерской группы «Мемфис»
В 1980 гг. стиль «Хай-тек» развивался в работах дизайнеров группы «Мемфис». Группа была создана в 1981 г. по инициативе Э. Сотсосса. Эта группа выступила как активная художественная оппозиция функционализму в дизайне. Своё название групп ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы