Происхождение и смысл термина "культура"

Информация о культуре » Происхождение и смысл термина "культура"

Культура — центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами — полисемантичность.

В современном звучании и написании слово «культура» имеет несколько значений. Исторически первые из них:

1) возделывание, обработка, уход, земледелие;

3) воспитание, образование, развитие;

4) почитание, культ («культ Ора, Ура»);

Впервые понятие «культура» в значении умственная, духовная деятельность употребил Цицерон в 45 г до н.э. Он назвал философию культурой души, т.е., воспитывая свой разум, обрабатывая его как крестьянин землю, человек развивает свои умственные способности, совершенствует духовную деятельность.

В современном языке под культурой понимают:

- Свойство человека в сфере социального поведения (культурный – хамский);

- Отождествление культуры с образованностью (культурный – необразованный);

- Культура как городской способ жизни (культурный – деревенский);

- Культура как болезнь человечества (христианско-православный взгляд);

В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.

Антропологические — исходят из то , что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).

Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.

Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные — характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символические — акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).

Социологические — культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Таким образом, функция, назначение термина «культура» в научном языке с самого начала заключается в том, что он служит средством, с помощью которого выражается идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы