Европейское искусство Средневековья

Информация о культуре » История искусства » Европейское искусство Средневековья

Страница 1

V век принято считать началом новой эпохи — феодальной формации, названной в истории Средними веками и охватывающей по времени более тысячелетия, от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах.

Принято выделять три основных периода: V – XI вв. — раннее Средневековье, XII – XIII — зрелое Средневековье, XIV – XV — позднее Средневековье. В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще «Темные века» или «период Великого переселения народов» (V – VIII вв.).

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. Между Западной и Восточной церковью все углублялись противоречия. Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви провозгласили полную независимость друг от друга. Западная стала называться католической, а Восточная — православной.

Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда его спиритуализм, аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — важнейший фактор формирования всей феодальной культуры.

Другая особенность средневекового искусства — это близость его к народному творчеству. Традиции языческой культуры, задорный и хлесткий юмор народных карнавалов — все это наложило отпечаток на искусство Средневековья. Конечно, более всего сохранились произведения культового назначения, Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы, считая, что его главная задача — наставлять в вере.

Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению с загробной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Тело — лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Так из доктрин христианства рождался идеал, противоположный античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее античного. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи, скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в художественной системе средневекового искусства была заложена определенная заданность, оказывающаяся в условности, в символике, аллегоризме образного языка, в жертву которому приносилась правдивая передача красоты физического облика человека. Искусство Средневековья подразделяется на три этапа: дороманский VI – Х вв., романский XI – XII вв., готический XII – XV вв.

Название «романский» происходит от слова «Roma» — Рим, и возникло в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с римской; название «готика» — от племени готов и еще более условно (как символ варварского искусства).

Средневековая литература:

Героический эпос:

– «Песнь о Нибелунгах». Германия.

– «Песнь о Роланде». Франция.

– «Песнь о моем Сиде». Испания.

– «Старшая Эдда». Скандинавия.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм
Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению дейст ...

Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг
православный святыня самарский храм В 1851-1917-е годы произошло два важнейших события в жизни города и всего края - учреждение в январе 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарской епархии. С этого момента Самара ...

Портреты
Модели портретов Петрова-Водкина предстают перед нами живыми вехами времени, героическими воплощениями человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А.А. Ахматовой (1922), А. Белого (1932, Картинн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы