Истоки и принципы создания пейзажных парков

Информация о культуре » Истоки и принципы создания пейзажных парков

Пейзажный (английский, ландшафтный) парк – направление в садово-парковом искусстве, возникшее в Англии в 30-е 40-е годы XVIII века и тесно связанное с романтизмом, ведущим художественным направлением середины XVIII – начала XIХ вв; другое название английского парка – романтический. Для английского парка характерен отказ от формализма регулярных композиций, в нем утверждается иное стилевое направление и передача красоты естественного ландшафта. Смене стилевых концепций способствовала и исчерпанность регулярных форм: старые традиции дошли до конечного, и созидательный гений художников обратился к другому направлению. В английском парке вместо фонтанов и водных портеров – ручьи и пруды со свободными начертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и группами деревьев, партеры – лужайками.

Необходимо отметить, что ландшафтное искусство на Востоке (Китай, Япония, Корея), развивавшееся своим оригинальным путём, остановилось на принципах, по смыслу, схожих с концепцией естественности.

Английский ландшафтный сад является самобытным произведением Англии, и его создатели выразили в нём собственные представления о красоте природы.

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы. Соединение с природой, отказ от визуальной границы парка, насаждение в парках разного рода театрализованных под естественную природу элементов, руин и экзотических деревьев, переход к иррегулярности и живописности, ориентация на картину, а не на четкий план, воспитание романтических чувств в человеке при помощи литературы и изобразительного искусства, отказ от замкнутости и картезианства, переход на познание мира эмпирическим путем – вот основные черты нового парка. «Виды» природы воспринимаются как некие идеализированные живые картины, «выстроенные» по законам искусства живописи.

Основной идеей стало соединить красоту с пользой, простоту с величественностью, т.е. соединение искусства и природы, приспособленного для пользы человека. Парк в идеале должен воздействовать на состояние ума и души человека, он должен вносить гармонию в человека, и тогда он будет любить все вокруг себя.

Основное свойство английского парка – живописность и картинность, т.е. построение по принципу пейзажной живописи. Основными источниками вдохновения для садовых архитектур были полотна Я. Рейсдаля, Ф. Буше, А. Ветто, Н. Пуссена, Г. Робера. Парковые элементы кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Парк насыщен романтическими мавзолеями, устанавливались колонны, обелиски (иногда даже триумфальные арки); возводились павильоны в античном, китайском, турецком и готическом стилях. Парк строился на контрастной смене впечатлений, где темные рощи, искусственные пещеры, и гроты сменялись лужайками и долинами. Английские садовники почти всегда с безупречным вкусом формировали парк с учетом особенностей местности, её освещенности, форм рельефа, а главное – декоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и групп, которые составляли объемно-пространственную структуру парка. Английским ландшафтным архитекторам принадлежат и фундаментальные руководства по сооружению пейзажных садов – например «Энциклопедия садоводства», «Энциклопедия сельской усадебной архитектуры», составленные Д.К. Лаудоном и Д. Вебб. Английская школа садоводства была чрезвычайно популярной, английские садовники работали во многих странах мира, в т.ч. и в России. Блестящая плеяда английских ландшафтных архитекторов работали в Санкт-Петербурге и в пригородах столицы. Так по приглашению А. Орлова в Гатчине работал Ч. Сперроу; У. Гульд по заказу Императорского двора создал парк на Елагиным острове и сад при Аничковым дворце, для князя Г. Потемкина им был разбит Таврический сад; Дж. Мидер является создателем Английского парка в Петергофе.

Из примеров оформления ландшафта в пейзажном стиле, безусловно, выделяются старинные Английские усадьбы. На территории бывшего Советского Союза некоторые крымские парки, стиль которых был позаимствован у Англичан.

Принципы формирования ландшафта, использованные в пейзажном стиле, распространились на всю «западную» цивилизацию и до сих пор пользуются заслуженной популярностью.

Еще по теме:

Видео и форма фильма «Пассажир поезда №12»
В основу фильма легли уникальные архивные кинокадры из жизни Льва Николаевича Толстого, снятые основоположниками российского кино Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Материал был отснят в начале прош ...

Анализ некоторых произведений
"Юдифь", ок 1470 г. Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Ве ...

Дорический ордер
Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких кол ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы