У каждого из богов есть супруга, обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические предметы, по которым их легко можно распознать.
Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбараме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индии их всего лишь несколько.
Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах[3, с.58-65].
Число последователей буддизма в Индии не превышает 5 миллионов, хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. После смерти Будды образовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - монашеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха, а активное религиозное воздействие монахов на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махаяне будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того как его последователем стал император Ашока[9, с.59]. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.
Основу учения буддизма составляют так называемые "четыре благородные истины":
1. Жизнь есть страдание.
2. Имеется причина страданий, заключающаяся в жажде жизни, наслаждений.
3. Возможно избавление от страданий.
4. Имеется путь, ведущий к избавлению от страданий.
Это – так называемый восьмеричный путь Будды, поскольку он состоит из восьми этапов. Прошедший восьмеричный путь Будды достигает нирваны - особого бытия, где нет рождения и смерти, где господствует покой и невозмутимость. Нирвана – это освобождение от кармы и выход из колеса рождений[2, с.53].
Весьма колоритная индийская философия уходит корнями в древность. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения" и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или "всеобщей пустоты", а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.
Еще по теме:
Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до ...
Архаический период
Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки ...
Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Кул ...