Музейное дело в первой половине XIX века в России

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Музейное дело в первой половине XIX века в России

Страница 2

В обществе постепенно осознавалась образовательно-просветительное и идеологическое значение деятельности музеев. Появляются новые открытые для посещения музеи в Петербурге – Морской (1806), Румянцевский (1831); был открыт ограниченный доступ в музеи дворцового ведомства – Эрмитаж и Оружейную палату. Управление российскими музеями первоначально осуществлялось дворцовым ведомством либо Академией Наук (Кунсткамера). В 1-й половине XIX века музеи дворцового ведомства были переданы Министерству Императорского двора, остальные – Министерству народного просвещения. Для управления музеями вводились штаты, "правила" либо уставы, определявшие их финансирование за счёт соответствующих ведомств.

Так как в XIX веке музеи начинают становиться доступными для посещения, служить целям эстетического воспитания и образования, эта прогрессивная тенденция отражается и на музейной архитектуре. Музейные помещения выделяются из дворцовых, здания музеев формируются как самостоятельный архитектурный тип. Идеи просвещения, преобразования личности и общества средствами искусства формировали концепцию музея как алтаря просвещения, как храма науки и искусства. Прямая ассоциация "храм – музей" отразилась на архитектурном облике музейных зданий, которые приобрели ордерную систему античных храмов. Проектируются системы различных по величине помещений с расчетом на размещение конкретных экспозиций (Старый музей в Берлине, 1823-30, архитектор К.Ф. Шинкель; Глиптотека в Мюнхене, 1830; Пинакотека в Мюнхене, 1830; Новый Эрмитаж в Петербурге, 1840-1852, архитектор Л.фон Кленце).

В начале XIX века продолжает развитие российское краеведение. В привлечении интереса к местной истории и источникам её познания значительна роль трудов Н.М. Карамзина: "История государства Российского", "Записки о московских достопримечательностях", которые можно признать образцом путеводителя. С 1830-х гг. начинается работа статистических кабинетов, а в приложении к "Губернским ведомостям" публикуются материалы по истории края и об исторических памятниках.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные логические изъяны софистики о культуре
Что же является главной причиной заблуждений ряда теоретиков, пытающихся исследовать проблемы культуры? Почему кое-кто стремится рассматривать культуру сквозь “очки”, например, биологической науки и информатики, генетики и семиотики? Во- ...

«Просветительский» абсолютизм в России. Культурные реформы Петра 1 и Екатерины 2
Отечественная история – одна из главных национальных святынь любой страны – превратилась в России в предмет ожесточенных споров и конфликтов, нередко связанных с противоположными оценками прошлых событий, как давнишних, так и последнего д ...

«Утро стрелецкой казни»
"Стрельцы" были задуманы еще в Академии и возникли из того впечатления, которое произвела на него Красная площадь в тот день, что он провел в Москве по пути из Красноярска в Петербург. О них он и мечтал, когда принимал заказ на ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы