Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Страница 1

В России первые шаги собирательства живописи известны со времен средневековья. Если концентрировавшиеся в храмах и монастырях иконы служили в основном лишь религиозным целям, то интерес к иконе просвещенных собирателей приближается к коллекционированию. Обширными собраниями икон обладали уже в XVI – XVII веках семья Строгановых, боярин Б.М. Хитрово, высоко ценившие живопись лучших изографов как прошлого, так и современности (Хитрово заказывал мастерам оружейной палаты иконы для своей церкви в Ознобишине под Москвой, "строгановские письмена" составляют одну из лучших страниц русской иконописи позднего средневековья). Портретная живопись появляется в царских дворцах и домах бояр.

Известно, что царь Петр во время своих путешествий за границу в 1698 и 1717, изучая "изящные науки и искусства", уделял внимание картинным галереям и мастерским художников, здесь сложился его интерес к фламандским и голландским живописцам (особенно маринистам), быть может более познавательный, чем эстетический. Однако в созданном им в первом российском публичном музее — Кунсткамере в Санкт-Петербурге — художественным произведениям, несмотря на сказанное выше, к сожалению, места не нашлось.

Большую часть художественных коллекций Петр I разместил во дворце Монплезир в Петергофе и в Летнем дворце в Санкт-Петербурге. Значительную часть коллекции живописи формировали для Петра I специальные агенты (Ю .Кологривов, С.В. Рагузинский); среди поступивших в Россию в 1-й четверти XVIII века картин преобладали полотна П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Рембрандта, А. ван Остаде, Я.Стена и др.

По примеру императора его вельможи украшали свои дворцы произведениями искусства. XVIII век знаменит частным коллекционированием. Во дворцах и имениях русской знати собираются богатейшие коллекции станковой живописи, миниатюры, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Однако коллекции произведений искусства в России того времени воспринимались как часть украшений дворцов, либо "курьезы", поэтому о самостоятельной российской художественно-музейной практике до середины XVIII века говорить еще рано.

Однако, дворцовые собрания в России, начало которым положил Петр I, по уровню и значению для формирования музейного фонда страны выходили за рамки частного коллекционирования и оказывали на последнее заметное влияние, являясь образцом для подражания, формируя вкусы общества. Но несмотря на развитие частного коллекционирования при Петре I, о живописных коллекциях, принадлежащих его современникам, почти ничего не известно, можно упомянуть лишь "картины и личины", в том числе портреты королей и "прочих славных людей" в собрании Я.В. Брюса.

В середине XVIII века по заказу Елизаветы Петровны дворцовое ведомство заказывает и приобретает произведения искусства, которые все еще носили характер дворцового интерьера, играли орнаментальную роль. Художник Г.Х. Гротт приобрел для Екатерининского дворца в Царском Селе 115 картин за границей.

В 40—60-е гг. XVIII в. формируются богатые коллекции фарфора из Китая и Японии в "китайском зале" Царскосельского дворца. А в Ораниенбауме был построен специальный Китайский дворец (архитектор А. Риннальди), украшенный в китайском стиле.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Архитектура Чечни
Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии — это своеобразное явление мировой культуры. Малоизвестное и малоизученное. Типологически среди памятников архитектуры здесь можно выделить языческие святилища, христианские храмы, родовые склеп ...

Понятие утопии
Само понятие утопия появилось в начале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего То ...

Формирование художественных принципов средневекового искусства
Религия относится к женской красоте более чем настороженно. В христианстве телесная красота традиционно признается иллюзорной и обманчивой, а инквизиторы вообще видели в красивом женском лице почти такой же верный признак ведовства, как п ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы