Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Коллекции живописи, музеи изобразительного и прикладного искусства

Страница 1

В России первые шаги собирательства живописи известны со времен средневековья. Если концентрировавшиеся в храмах и монастырях иконы служили в основном лишь религиозным целям, то интерес к иконе просвещенных собирателей приближается к коллекционированию. Обширными собраниями икон обладали уже в XVI – XVII веках семья Строгановых, боярин Б.М. Хитрово, высоко ценившие живопись лучших изографов как прошлого, так и современности (Хитрово заказывал мастерам оружейной палаты иконы для своей церкви в Ознобишине под Москвой, "строгановские письмена" составляют одну из лучших страниц русской иконописи позднего средневековья). Портретная живопись появляется в царских дворцах и домах бояр.

Известно, что царь Петр во время своих путешествий за границу в 1698 и 1717, изучая "изящные науки и искусства", уделял внимание картинным галереям и мастерским художников, здесь сложился его интерес к фламандским и голландским живописцам (особенно маринистам), быть может более познавательный, чем эстетический. Однако в созданном им в первом российском публичном музее — Кунсткамере в Санкт-Петербурге — художественным произведениям, несмотря на сказанное выше, к сожалению, места не нашлось.

Большую часть художественных коллекций Петр I разместил во дворце Монплезир в Петергофе и в Летнем дворце в Санкт-Петербурге. Значительную часть коллекции живописи формировали для Петра I специальные агенты (Ю .Кологривов, С.В. Рагузинский); среди поступивших в Россию в 1-й четверти XVIII века картин преобладали полотна П.П. Рубенса, А. Ван Дейка, Рембрандта, А. ван Остаде, Я.Стена и др.

По примеру императора его вельможи украшали свои дворцы произведениями искусства. XVIII век знаменит частным коллекционированием. Во дворцах и имениях русской знати собираются богатейшие коллекции станковой живописи, миниатюры, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Однако коллекции произведений искусства в России того времени воспринимались как часть украшений дворцов, либо "курьезы", поэтому о самостоятельной российской художественно-музейной практике до середины XVIII века говорить еще рано.

Однако, дворцовые собрания в России, начало которым положил Петр I, по уровню и значению для формирования музейного фонда страны выходили за рамки частного коллекционирования и оказывали на последнее заметное влияние, являясь образцом для подражания, формируя вкусы общества. Но несмотря на развитие частного коллекционирования при Петре I, о живописных коллекциях, принадлежащих его современникам, почти ничего не известно, можно упомянуть лишь "картины и личины", в том числе портреты королей и "прочих славных людей" в собрании Я.В. Брюса.

В середине XVIII века по заказу Елизаветы Петровны дворцовое ведомство заказывает и приобретает произведения искусства, которые все еще носили характер дворцового интерьера, играли орнаментальную роль. Художник Г.Х. Гротт приобрел для Екатерининского дворца в Царском Селе 115 картин за границей.

В 40—60-е гг. XVIII в. формируются богатые коллекции фарфора из Китая и Японии в "китайском зале" Царскосельского дворца. А в Ораниенбауме был построен специальный Китайский дворец (архитектор А. Риннальди), украшенный в китайском стиле.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

История развития танца - модерн
Это направление – целиком детище ХХ века. В доставленном переводе модерн- танец – современный танец. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Эта система танца связана с именами великих исполнителей ...

Миф и формы мифологического освоения мира. Происхождение искусства
Мифология (как совокупность мифов) — это первоначальная форма собственно духовной культуры человечества. За время своего существования человечество создало универсальные культурные феномены, позволяющие лучше понимать друг друга, ощущать ...

Особенности графики японских мастеров
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства япон ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы