Вклад учения дзен в искусство Японии

Буддизм и искусство » Вклад учения дзен в искусство Японии

Страница 1

Дзен начал играть особую роль в самурайской Японии с XVII в. Это учение породило целый ряд не существовавших до того и специфических для японской культуры видов искусств, а также придал традиционным занятиям творческую раскрепощенность сознания, сделав их похожими на «беззаботные странствия без знания дороги». Все это было названо «дзенскими искусствами»: каллиграфия, живопись, стихосложение, театр.

Дзен-буддизм предельно ритуализирован. Мир самурайской культуры, пронизанный дзенскими влияниями, глубоко символичен. Для японской культуры все связанное с дзен-буддизмом имеет символическое значение, т. к. представляет связь человека с небом. Возведение поединка, воинской тренировки, всего самурайского образа жизни в символ, в особого рода театрализованную мистерию придало столь характерный вид японским боевым искусствам: кэндо, айкидо, каратэ, сумо и т.д. По сути, все они носят театрализовано-игровой характер.

По учению дзен сама природа – «тело Будды» – живое и одухотворенное целое. Японское эстетическое направление моно-но аваре («чувство вещах») позволяет человеку очаровываться неживыми предметами. Искусственное и ненатуральное вдруг становится символом абсолютной естественности, природной изначальности, образом упорядоченной структуры мира. Именно эту функцию выполняют «сады камней» или «сухие сады». Ландшафтные парки и сады, предназначенные также для медитации, располагаются, как правило, при храмах и монастырях. Они занимают небольшие пространства. Основные элементы несут в себе определенную символику: деревья, кусты, крошечный прудик, островок, мостик, извилистая тропинка, разноцветный мох, но главное камни, большие и маленькие, причудливых форм.

Художник настолько искусно располагает деревья и камни, что у человека, созерцающего сад, создается впечатление далекого пространства. Существуют сады, где вообще нет растений, только немного мха у подножия камней, а весь сад состоит из групп валунов разных размеров и очертаний, расположенный на площадке из светлого песка или гравия. Камни могут носить имена персонажей буддийской истории, быть отражением мифа, или напоминать островки в море, в живописных местах на побережье Японии. Созерцают сад, обычно сидя на веранде храма, т. к. некоторые сады настолько малы, что ходить по ним нельзя. Самый известный создан в XV в. – это сад Рёандзи.

Традиционное японское «любование» каким-нибудь явлением – суть того же процесса обнаружения себя истинного в природе. Например, любование осенними листьями клена (момидзигари). Поэтов особенно вдохновляло любование луной (цукими), художники находили вдохновение в любовании «тихими снегами» (юхими) – не случайно засыпанная снегом деревушка часто становилась предметом живописи.

В основе искусства аранжировки цветов икебаны лежит любование цветами (ханами). Это особая грань символического мировосприятия, близкая национальной психологии японцев. Парадокс «любования» заключается в том, что за внешней формой может скрываться одно – пустота – основное понятие дзен-буддизма. Излюбленным дзенским изображением стал пустой, ничем не заполненный, одним взмахом кисти начертанный круг – его рисовали в ответ на просьбу изобразить себя истинного или нарисовать истину.

В икебане и чайной церемонии – тя-но-ю особенно высоко ценилась утварь, отмеченная печатью времени. Лучшая посуда та, которой пользовались несколько веков назад. Здесь проявляется особое свойство японского эстетического сознания – соотнесение себя с людьми прошлого

Каждый жест в поведении самурая должен быть доведен до простоты, естественности. Здесь воплощается другой принцип эстетики – ваби (становиться естественным). Вырабатывался особый стиль жизни – ваби цзумаи (неприхотливая жизнь). В рамках средневековой культуры воинов это понятие приобрело оттенок элегантности. Простота взывает к легкой незавершенности, допускаемому несовершенству, нежеланию человека приукрашивать естественность вещей. Что может быть проще всего лишь одного удара кистью по бумаге, когда странный и на первый взгляд непонятный росчерк на самом деле представляет собой изящную стихотворную строфу, а туманный размыв туши – изображение бурного горного потока? Именно на этой недоговоренности первоначально и основывалась живопись тушью – суши-э. Исток её как и большинства дзенских искусств лежал в Китае. Первыми авторами суши-э были дзенские монахи и самураи.

Эти же особенности можно обнаружить в манере боя в японской традиции. Например, в кендо (фехтовании на мечах) ценилось именно самое малое количество взмахов мечом (иай-дзюцу – искусство одного удара). Это также символизирует стремление к пустоте.

Искусство икебаны (жизнь цветов) восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который пришел в Японию вместе с буддизмом в VI в. В дзен-буддизме ветка или цветок имеют самостоятельное значение как объект созерцания, сосредоточения, размышления о существовании вселенной, природы и единстве её с человеком. В композиции должны присутствовать три основных уровня: символ неба, человека и земли. Самый высокий стебель – небо, расположен по вертикальной оси композиции, самый короткий или низко стелющийся обозначает землю, а средний, отклоненный в сторону, это человек. Подбор цветов, засохших или ещё не распустившихся бутонов и листьев имеет сложную символику и подчинен многочисленным правилам, разработанным крупными дзенскими авторитетами. Искусство икебаны сейчас не обязательно связано с религией и часто практикуется как чисто светское. Без икебаны не обходится ни один праздничный интерьер, ни одно торжественное мероприятие.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Культура учебы
Обыденно-практическое обучение Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение. Демонстративное обучение Вторая форма учебного процесса, исторически сложившаяся по мере усложнения з ...

Стиль и характер творчества Сурбарана
Сурбаран — мастер монументальной композиции — отразил характерные черты ведущей для Испании 17 века темы «монастырской жизни». Циклы его картин создавались по заказам монашеских орденов. Произведения художника кажутся подчас для своего вр ...

Особенности технологической культуры
1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности. 2. Из сказанного вытекае ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы