Эволюция искусства в каменном веке

Информация о культуре » Культура первобытного общества » Эволюция искусства в каменном веке

Страница 1

Палеолит. Обычно авторы популярных пособий связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40–30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскопкам, начался процесс формирования дифференцированного искусства, прежде всего изобразительного. Последовательно возникли скульптура, рельеф, графика, рисунок, живопись (вначале безкомпозиционная, а затем сюжетная); появились знако-образные, или символические, структуры; в особую область выделился орнамент. Исследователи пишут о первобытном театре, синтезировавшем разновидности «охотничьей драмы», ритуального танца, инструментального и голосового сопровождения. Он выполнял поначалу функции тренировочной имитации охоты, магического вовлечения промысловых зверей в орбиту добывающей деятельности, а также применялся для выполнения обрядов посвящения представителей подросшего поколения в категорию охотников и полноправных членов родовой общины.

Виды искусства эволюционировали под воздействием медленно изменявшихся форм и операций практической деятельности и были тематически лимитированы доминантами коллективного сознания, регламентировались стереотипными предписаниями родового опыта. От искусства в первобытную эпоху требовалось одно: создание серийных образцов коллективного чувствования, мышления, действия, сводимых к принципу «поступай как все». Этим, быть может, грешит и современная «массовидная» культура: завлекательные шоу, профанные формы рекламы (которую канадский философ Х.-М. Мак-Люэн рискнул назвать «пещерным искусством XX в.»), шаблоны аудиовизуальной индустрии.

Однако дифференцированное первобытное искусство не возникло «из ничего». Оно имело предпосылки в так называемом предискусстве (специалисты окрестили его натуральной изобразительной практикой) и заключалось в составлении из отдельных костей зверя (медведя) праэстетически значимых конфигураций. Их сотнями складывали в особые каменные ящики – палеолитические «сейфы» – и помещали в пещеры.

Самое крупное «художественно-анималическое захоронение» такого типа было найдено в пещере Драхенлох (Швейцария). Вновь процитируем книгу «Ранние формы искусства»: «В таких особых пещерах, существовавших по всей зоне расселения неандертальцев в Европе – от Франции до Черноморского побережья Кавказа, – обнаружены кости от сотен убитых дегдерных медведей (в отдельных местонахождениях остатки соответствует 1000–1200 особям). Это главным образом черепа медведя и его конечности, специально доставляемые неандертальцами в определенные убежища . Первичный генезис «естественного» обозначения зверя его же характерными частями сейчас следует относить к ашелю – не только позднему . но и к раннему . Таким образом, зарождение «натурального» анимализма датируется древностью примерно в 200 тыс. лет. Апогей же его приходится на эпоху неандертальца .

Ухудшающиеся природные условия мустьерского периода – времени развития вюрмского оледенения – делали широкое освоение пещер под жилье одним из важнейших условий жизненности коллектива. Но значительная часть пещер имела своего исконного хозяина – чаще всего пещерного медведя. На этой почве развернулся многотысячелетний поединок неандертальца с пещерным хищником . Коллективно-эмоциональный характер каждого предприятия – постоянного источника избыточных общих переживаний, связанных с темой зверя, – привел к возникновению ряда побочных, сопутствующих явлений, относящихся уже к области складывающейся идеологии . Они позволили качественно обогащающемуся первобытному сознанию решить следующую вставшую перед ним задачу, а именно впервые записать наипростейшим способом («экспонированием» и сохранением символических частей зверя) складывающиеся темы-доминанты, общественно закрепить и увековечить их. Подобные обрядовые материальные жертвы, приносимые неандертальцами своим социально-производственным чувствам и просыпающейся фантазии, исторически с лихвой себя окупили. Не только потому, что весь этот комплекс действий открыл для работы мысли совершенно новую сферу отвлечения и обогащения, но и в связи с рядом практических результатов (дополнительное сплочение коллектива, совершенствование координации, обогащение и отработка звуковой сигнализации, расширение возможностей общения и т.п.)».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

В.Гропиус и дизайнерская школа Баухауз
В.Гропиус был архит-м, в тоже время диз-м и учеником П. Беренса. После 1 мировой войны в 1919 г. он создал первую дизайнерскую школу нового типа 20-го в. Баухауз. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к ...

История Импрессионизма Особенности французского импрессионизма
Импрессионизм - это направление не только в живописи, но в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Поводом послужило название пейзажа К.Моне "Впечатление. Восход солнца" (от французского impression - впе ...

Начало организации охраны памятников истории и культуры
Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, д ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы