Формообразование и композиция

Информация о культуре » Изготовление оригинального художественного изделия » Формообразование и композиция

Страница 2

При зеркальной симметрии относительно средней линии обе половины предмета находятся как бы в зеркальном отражении. Это случай симметрии относительно плоскости, называемой плоскостью симметрии.

Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае). Симметричная фигура как бы вращается вокруг оси, оставаясь в пределах описывающей ее кривой.

"Ларец" обладает зеркальной симметрией (рис.12).

Соотношения.

Каждый предмет характеризуется и своими внутренними соотношениями. Рассматривая его, мы сознательно или подсознательно воспринимаем соотношение этих его величин. Человеческий глаз сопоставляет величины отдельных частей между собой и по отношению к целому. Рассматривая светильник, мы соотносим величину его стенок, крышки, кольца, ключа и ножек, чтобы добиться гармоничного сочетания.

При создании ларца примером гармоничного сочетания частей послужили пропорции традиционного дома. Обоснованием такого решения служит ассоциативный ряд:

Дом-терем (вместилище жизни) Þ сундук - ларец (место для хранения) Þ фонарь в форме ларца (вместилище света).

С понятием "соотношение" тесно связаны понятия контраста и нюанса.

Контрастен может быть и сам предмет по отношению к его окружению (так контрастно металлическое блюдо на фоне ворсистого ковра).

Примеры нюансных, сближенных соотношений столь же часты. Здесь степень сходства (или несходства) может быть едва заметна.

У сложного многочастного предмета еще больше сопоставлений по величине, по его пластическому характеру, фактуре, и эти сопоставления могут, естественно, быть также контрастными и нюансными.

В данном случае, изделия с использованием большого количества декора использование контрастных соотношений нецелесообразно и стилистически не оправдано.

Материал.

Материалом для стенок ларца послужил листовой алюминий. Просечной металл используется для фонового эффекта, удерживает и предохраняет стекла, смягчает свет. Ажур придает легкость, создает светотеневой театр, придавая обстановке камерность.

Гармоничная форма, композиция.

Гармоничная форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна, ее части пропорциональны и ритмичны, вся она соразмерна человеку и предметному окружению, пластична, цвет ее радует глаз.

Завершенность композиции несложного предмета сводится к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный (можно проследить один какой-нибудь признак).

Если предмет состоит из нескольких частей, то задача сложнее: каждая из них должна нести отзвук целого, соотноситься с целым. Когда детали предмета подобны, подобие их объединяет; когда же они контрастны, то объединяющим началом становится контраст.

Стенки ларца подобны, узор решен в едином стиле.

Принадлежность каждой части, детали предмета целому убедительна тогда, когда деталь естественно, органически примыкает к основной массе, телу предмета. Обычно на нем мы различаем как бы некоторую подготовку детали к примыканию.

Узоры стенок одновременно разграничивают и объединяют ровные матовые поля уголков.

Процесс восприятия разделяется, как правило, на два основных этапа: первый из них - анализ, второй - синтез. Сначала человек разглядывает, изучает, затем обобщает, синтезирует. Это происходит мгновенно и, как правило, не осознается человеком. Процесс синтезирования, складывания деталей в нечто общее, целостное доставляет эстетическое удовлетворение. Но когда в нас, как в зрителях, созерцающих тот или иной предмет, не возникает побуждения к синтезированию, мы остаемся неудовлетворенными. Человек может воспринимать одновременно только ограниченное количество элементов (не больше 6-7). Когда их больше, то в сознании происходит объединение их в группы.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Бамианская долина
Бамианская долина расположена в центральной части Афганистана, менее чем в 200 км северо-западнее Кабула. В долине находится современный город Бамиан — центр одноимённой провинции Афганистана. Долина представляет собой единственный удобн ...

Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека
Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление ее как социального института. Благодаря трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая ка ...

Холмогорская роспись
Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. В Глубоковке среди прожив ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы