Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Информация о культуре » Основы культурологии » Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления

Страница 1

Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Культурная антр-я как самостоятельная наука возникла во вт. половине 19 в. в ее рамках сформировалось несколько научных направлений.

Первая научно-теорит. школа получила название эволюционизма. Основы эвол-ма заложил Тайлор, Спенсер, Морган.

Во вт. половине 18-пер. половине 19 в.в. идеи эволюц-ма получают широкое распространение в естественных науках, постепенно они проникли и в понимание человеческой истории.

В 1768г. швейц. ученый Фергюссон разделил историю на эпохи: варварство, дикости и цивилизации, различающиеся между собой характером хоз. деятельности.

В 1836г. дат. ученый Томсен обосновал археологические материалы в систему 3 эпох: каменной, бронзовой и железной (веков).

Эти открытия сделали возможным применения принципов эволюционизма к изучению человека и его культуры.

Идеи эвол-ма получают распространение в этнографии, кот. рассматривалась в то время как часть биологии. Поэтому этнографы –эволюционисты переносили законы биологической эволюции в этнографию и использовали биологическую терминологию.

В нач.20в. в противоположность эвол-му в рамках кул-ной антропологии формируется концепция диффузионизма., т.е. распространение кул-ры из одного центра в другой. Такой подход сделал возможным исследовать взаимодействие разных культур, раскрыть механизм освоения достижений др. народов, и главными средствами распространение культуры диффузионизм считал воины, территориальные завоевания, колонизацию, торговлю, миграцию, добровольное подражание. В рамках диффузионизма формируется концепция культурных ареалов, т.е. распространения кул-ры из одного центра, колыбели цивилизации (др. Египет, Др. Китай)

Диффузионизм имеет рациональное зерно заимствования, исторические контакты имеют важную роль в развитии кул-ры.

В 30 гг. 20в. в культурной антропологии сформировалось новое направление структурно-функциональный анализ. В начале 20 в. расширяется взаимодействие зап. стран с культурами др. стран и народов. Представителями америк. антроп. школы был накоплен большой этнографический материал, описывающий обычаи, нравы

В работах этих этнографов постоянно утверждается неоклассическое понимание культуры. Согласно ему, любой исторический существующий способ жизнедеятельности должен быть признан культурным независимо от пространства и времени возникновения.

В качестве метода исследования отдельных локальных культур был предложен принцип функционализма, согласно кот. кул-ры должна изучаться как самостоятельная целостная система, включающая опред. набор элементов, находящийся во взаимосвязи и выполняющих опред. функции.

Малиновский считал, что у человека есть основные естественные потребности (еда, питье, потомство) и примыкающие к ним производные потребности. В разных культурах вырабатываются разные способы удовлетворения этих потребностей. Складывается некий подвижный культурный стандарт поддерживаемый системой хозяйствования и механизмом соц. контроля

Функ-зм обогатил этнографию, помог преодолеть ей неприятие неевропейских кул-р.

Одностороннее увеличение функ-ным методом привело к тому, что этнологи забыли о соц. и культ. Эволюции, о существовании, кроме данного народа, человечества.

Идеи близкие к функ-му развил в своих работах Ф.Боас. в своих исследованиях он пришел к выводу, что каждый народ имеет свою уникальную культуру и историю, развитие кот. обусловленно как внутренними факторами, так и внеш. влияниями. Он приходит к выводу о том, что различия между народами заключается не в различиях ума, а в развитости той или иной мотивации, кот. должна изучаться в первую очередь.

Т.о. отвергнув идею духовно нравственного превостходства европ. народов Боас приходит к культ. релятивизму, т.е. признанию относительности всех культ. ценностей.

В этом пункте учение Боас подвергалось резкой критике. Сравнительный анализ разных типов культуры показывае6т, что им присуще некот. Общие принципы.

Самым известным учеником Боас был Кребер. В своих работах он обращается к проблемам теории и истории мировой кул-ры. Осн. работа «Конфигурации кул-ного роста». Отвергал идею прогресса. Кребер вводит понятие культ. ареал – это четко определенная геог. границами территория, на кот. сосредоточен значительный массив сходных кул-ных явлений и признаков. Вводит понятие культ. центр – область наибольшего сосредоточения признаков. Историю кул-ры Кребер сводит к перемщению культ. элементов из одного ареала в др. он приходит к выводу о том, что у каждой кул-ры есть внутренняя основа – архетип – совокупность психологических черт и ценностных ориентаций, кот. могут ускорять или тормозить диффузию культурных элементов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря
Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно ...

Синтез искусств
Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искус ...

Анализ работ выполненных в технике лиможской эмали XII-XIV века
Любовь к красочности, к насыщенной, яркой цветовой гамме пронизывала все прикладное искусство средневековья. Лиможские же эмальеры умели добиваться особенно чистых и ярких красок; в их изделиях преобладали ярко- и бледно-голубые тона в из ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы