Гончарное дело

Информация о культуре » Занятия русского народа » Гончарное дело

Керамика является самым распространенным массовым видом археологических находок. Устойчивость обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и ветра обусловила сохранность почти всего керамического материала древности. Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий и затрудненность перевозки примитивных типов глиняной посуды - все это делает древнюю керамику одним из наиболее доброкачественных источников, позволяющих без особых погрешностей сравнивать между собой как различные области, так и различные эпохи.

Разработка глинищ не представляла никакой трудности. Подготовка глины к формовке заключалась в смачивании ее и тщательном промешивании. Тщательно промятая глина в зависимости от степени ее тучности насыщалась примесями, такими как песок, тальк, толченые раковины, дресва, шамот, кострика.

Важнейшими процессами гончарного дела являются формовка сосудов и их обжиг.

Простейшая конструкция гончарного круга такова: основой круга является скамья. В доске скамьи прорезано отверстие для оси. На деревянную ось надет деревянный круг, толщиной 2-3 см и диаметром 15-20 см. Поверх круга прикрепляется тонкий кружок меньшего диаметра, на котором иногда вырезывается вглубь клеймо. Для того, чтобы глина легче отделялась от круга, последний посыпают золой и песком. При работе на таком станке гончар сидит верхом на скамье и вращает круг левой рукой, а правой формует глину.

Наиболее примитивный способ обжига - костровой применялся в догончарную эпоху. При обжиге на костре стенки сосудов прокаливаются очень неравномерно. При печном обжиге обычно прокаливается вся поверхность горшка, но в изломе нередко обнаруживается, что середина черепка сохранила непрокаленный черный или серый цвет. Только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, дает полную прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.

Еще по теме:

Мифология и религия
Основные элементы религии: 1. Вера в Бога 2. Эмоциональное отношение к Богу. 3. Вероучение. 4. Религиозный культ. 5. Организация верующих. Функции религии: – «душеспасительная функция» (по отношению к личности) – религия отрывает ч ...

Европейский театр в XX веке
Во Франции театр всегда имел первостепенное значение. Достаточно вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин, Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют в жизни и живут на сцене». Драматургия Ж. Ануя и Ж. Жироду. О ...

Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
Данный период развития творчества театра ознаменован деятельностью таких руководителей как С.С. Иоаниди, В.К. Чернядев, И.Б. Борисов. В историю театра также прочно вошли художник В. Фатеев, композитор Г. Гоберник, заслуженные артисты Росс ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы