История утопической традиции

Информация о культуре » Утопия и антиутопия в культуре » История утопической традиции

Страница 2

В России, Русская народная социальная утопия с ее идеалом Правды, уходящая корнями в культуру Древней Руси, оказывала неизменное воздействие на формирование национального утопического сознания и массовых движений протеста, включая все три русские революции. Начиная с XVIII века в стране появляются литературные утопии: «Непостоянная фортуна» Ф. Эмина, «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. Левшина, романы М. Хераскова, а так же самое примечательное сочинение того периода — «Путешествие в землю Офирскую” М. Щербатова. К первой половине ХIХ века относится появление таких получивших в свое время известность художественных произведений, как «3448 год. Рукопись Мартына Задеки” А. Вельтмана, «4338 год. Петербургские письма» В. Одоевского и другие. В ХIХ веке пытались начертать в своих произведениях картину идеального общества А. Радищев, П. Чаадаев, Г. Успенский, С. Степняк - Кравчинский, Л. Толстой, Ф. Достоевский, П. Мельников (А. Печерский), Н. Лесков, Н. Некрасов.

ХIХ век, особенно вторая его половина, был периодом расцвета утопической мысли и в Соединенных Штатах Америки. Именно в эти годы появляются утопии Э. Беллами («Взгляд назад”), У. Хоуэллcа и д.р. В последние десятилетия ХIХ — первая четверть ХХ века постепенно утопический роман становится жанром массовой литературы. Этому способствовало творчество Г. Уэллса, К. Чапека в Чехословакии, А. Богданова в России и их последователей. Широкую популярность приобретает в этот период роман У. Морриса “Вести ниоткуда», появляются такие произведения, как «На белом камне» А. Франса, «Заброшенный в будущее» Т. Герцки. Одновременно растет утопическая литература, направленная на развенчание социалистического идеала («Багровое царство” У. Перри). Появляется утопические жанры: «роман-предупреждение», дистопия, «антиутопия» («Колонна Цезаря” И. Донелли, «Грядущая раса Э. Бульвер-Литтона).

Первая мировая война с ее последствиями, «великая депрессия», приход к власти фашизма в Италии и национал-социализма в Германии, установление сталинского режима в Советском Союзе, вызвавшего глубокое разочарование части левой западной интеллигенции в социалистическом идеале и в самой идее прогресса,— эти события способствовали созданию такой духовной ситуации, которая не благоприятствовала расцвету утопической мысли. А затем наступила вторая мировая война, послевоенная разруха, «холодная война”, период, который американский социолог К. Кенистон назвал “закатом утопии».

В послевоенный период многие исследователи (Дж. Шклар, Ч. Уолш, М. Хиллегас) констатировали «смерть» утопии. Хотя полностью приостановить процесс создания утопий способно, только крушение человеческой цивилизации. В этот период были изданы: «Уолден-два” Б. Скиннера (1948), «Конец детства» А. Кларка (1953), “Чужестранец в чужой стране» Р. Хайнлайна (1961), утопии Э. Рэнд, Ф. Пола, Р. Риммера и других. В этот период число антиутопий и дистопий значительно превосходит число созданных утопий. Среди этих писателей О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, А. Азимов, P. Шекли, и д.р. Широким спросом и поддержкой западной общественности пользовались в 40—50-е годы и первой половине 60-х годов сочинения, отрицали возможность и желательность реализации утопических идеалов или рисовали образы нежелательного, но, как представлялось, вполне возможного и даже близкого будущего.

О возрождении утопического сознания свидетельствовали и заметный рост числа литературных утопий, и новая волна коммунитарных экспериментов, прокатившаяся по Западной Европе и Соединенным Штатам Америки. О возрождении утопического сознания свидетельствовала и апология утопии со стороны крупных и влиятельных философов и социологов того времени. Были не только лозунги, но и конкретные проекты массового культивирования утопического сознания и формирования утопий как средства предотвращения или смягчения кризисных ситуаций. Проекты Олвина Тоффлера. Признавая, что Запад вступил в полосу серьезного кризиса, связанного с переходом от «индустриализма» к «супериндустриализму», Тоффлер полагал, что этот кризис, названный им «экоспазмом», мог бы быть преодолен посредством массового утопического творчества. Нужны, утверждал американский футуролог, «фабрики утопий», которые бы одновременно и модернизировали утопические идеалы, и способствовали созданию необходимых условий для претворения их в жизнь.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Основные логические изъяны софистики о культуре
Что же является главной причиной заблуждений ряда теоретиков, пытающихся исследовать проблемы культуры? Почему кое-кто стремится рассматривать культуру сквозь “очки”, например, биологической науки и информатики, генетики и семиотики? Во- ...

Некорректность противопоставления духовной и материальной культуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда. Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовные потребно ...

Структура экономики региона
Основные роли в промышленности края занимают машиностроение — где выпускаются гусеничные трактора и плуги, паровые котлы, грузовые магистральные вагоны, дизели, шины, кузнечно-прессовые машины, буровые станки, генераторы для тракторов и а ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы