Современное состояние и перспективы развития комплекса «Лошицкий парк»

Информация о культуре » Историко-архитектурные особенности комплекса "Лошицкий парк" » Современное состояние и перспективы развития комплекса «Лошицкий парк»

Страница 1

Благодаря документации, предоставленной сотрудником ГУ «Минскпроект», А.А. Аксеновой мы узнали о том, что комплекс на данный момент почти целиком сохранил историческую структуру:

центральную усадебно-парковую часть с господским домом, флигелем, каплицей и прочими постройками.

производственно-хозяйственные зоны (комплекс “броварного” завода, мельницы, конюшни и пр.);

приусадебную деревню при Минско-Игуменском тракте (ныне часть одноэтажной частной застройки ул. Чижевских, включая исторические постройки начала XX в.).

Наиболее старая из сохранившихся построек — каплица (ХVІІІ в., уцелела частично). Остальные постройки носят следы широкомасштабной реконструкции имения 2-й половины ХІХ — начала ХХ в.

Сегодня культурный ландшафт комплекса, его лаконичная и одновременно выразительная композиция обогащены живописнейшими фрагментами заболоченных прибрежных экосистем. Они выполняют важную функцию — поддерживают экологическое равновесие на значительных территориях. Таким образом, комплекс сегодня обладает высокой историко-культурной, природно-экологической и рекреационной ценностью

В 1988 г. было принято решение Мингорисполкома № 538 от 16 апреля "О восстановлении и развитии Лошицкого усадебно - паркового комплекса в г. Минске".

Будущее Лошицкого усадебно-паркового комплекса, - каким оно представляется? Разработанный концептуальный проект предусматривает стратегию сохранения и восстановления объекта с активным вовлечением его в социально-культурное развитие города. Лошицкий комплекс видится как крупный культурный центр города, как базовый центр в разработке туристических маршрутов Беларуси. Он, как предлагается, включит несколько музеев: Лошицкой усадьбы, истории паркового строительства Минска и усадебно-паркового хозяйства Беларуси, селекции и экологии, ремесел и обычаев, “бровара”, филиал музея народного быта (на базе сохранившегося домика кучера) и др. Комплекс имеет все возможности стать музеем ХХІ в. — тематическим парком (многоцелевым центром досуга). Здесь уместен принцип “участия” посетителя в театре ожившего прошлого.

Музейный характер комплекса предполагает реконструкцию фрагмента планировки и застройки селища Х–ХІ вв., которое обнаружено археологами на территории комплекса (исследователь Ю.А. Заяц и др.), а также восстановление каплицы и малой мельницы (на два колеса) с пекарней. Есть планы воссоздать корчму и каретный двор, которые не сохранились. Вместе с другими постройками они довершат общую картину исторического прошлого. Кроме этого, предусмотрены фирменные магазинчики, фирменные кафе и рестораны.

Реконструируемый в стиле этнографической деревни участок застройки ул. Чижевских (бывшая приусадебная деревня) позволит не только реставрировать исторические постройки, но и создать сеть “постоялых дворов”, одновременно решив гостиничную проблему.

Для наиболее репрезентативной части комплекса (центральная часть с главным усадебным домом) предусматривается представительская функция (эпизодическое использование в качестве гостевого дома для особых приемов мэрии).

Основная функция комплекса — отдых, общение человека с природой, с ландшафтным искусством и культурой. Предполагаемая архитектурно-планировочная организация комплекса базируется на исторической объемно-пространственной структуре со всеми ее составляющими: постройками, планировочными элементами, посадками, особенностями землепользования. Существующая система полян в центральной и южной частях комплекса может быть дополнена новым каскадом полян в северной части памятника.

Итак, главная идея концептуального проекта — раскрыть образ ландшафтно-художественной среды воссоздаваемого комплекса путем прослеживания смены исторических принципов паркостроения, которое здесь применялось или могло применяться. В итоге объемно-пространственная структура комплекса будет включать в себя следующие элементы:

селище (Х–XI вв.),

аптекарский огород-травник (ХVІІ в.),

регулярный садик (ХVІІ в.),

пейзажный парк (ХVІІІ — начало ХХ в.),

“сельхозугодия” (Х — начало ХХ в.),

конный двор (скаковые лошади),

гульбище (с ретроаттракционами — шутейный фонтан, катальная горка с бельведером и пр.),

выставочно - музейно-образовательный центр (музей селекции и экологии с гостиничным комплексом и соответствующими экспозиционными зонами),

приусадебно - этнографическая деревня,

духовная зона (в том числе строительство малой церкви в этнографической деревне).

Все эти фрагменты будут объединены в целостный организм с помощью соответствующего планировочного решения (каркасные исторические аллеи, связанные “поясной дорогой”) и средствами озеленения. Несмотря на большую протяженность и внутреннее разнообразие, объект воспринимается как единый ансамбль. Это достигается также и внесением новых, но стилистически однородных небольших построек и малых форм, соответствующих характеру “усадебного” парка (павильон - молочня, фазанарий, домик садовника и др.).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Режим солнечной радиации
Свет и тепло в течение года поступают неравномерно. Алтай находится почти в центре Евроазиатского материка, океаны находятся за тысячи километров от нас, поэтому в теплое время года суша сильно нагревается, температуры лета высокие. Зимой ...

Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования проблемы
Производственный коллектив – сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. В настоящее время на его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: изменение социального уровня развития российского об ...

Форма и общие вопросы формообразования. Термины и определения
Форма в технической эстетике может быть определена как средство выражения внутреннего содержания и предназначения изделия через его внешний вид (стайлинг). Форма - понятие материальное; ряд свойств материи формирует ее внешнюю выразительн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы