Деревянное зодчество

Информация о культуре » Древнерусская культура » Деревянное зодчество

Страница 1

Трудная, но завидная доля выпала памятникам русской народной деревянной архитектуры. Разрушающий бег времени, огни пожарищ и вражеские нашествия уничтожали десятки и сотни замечательных сооружений. Позднее многие из уцелевших варварски уродовались и искажались. Стерлись в памяти поколений имена их творцов – великих русских зодчих с плотницкими топорами.

И все же народное зодчество выдержало все, выстояло, сбереглось, ибо нельзя уничтожить душу народа, его песни и историю. В старину русский человек не представлял себе Родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлым и красивым жилищем, безопасность и воинскую доблесть – с несокрушимыми башнями крепостных стен, идеал красоты и величия духа – с глубокой человечностью и монументальностью архитектурных памятников. Душа народа – в этих строениях, созданных простыми русскими крестьянами. Это все звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято или навсегда потеряно.

Важным показателем уровня культуры является архитектура. Большинство жилых построек в городах, укреплений, дворцов и даже церквей строилось из дерева. Археологические раскопки показали многообразие деревянного строительства и существование в 11-13 веках трех- и четырехэтажных зданий («вежи»- донжоны, терема). Многие деревянные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впоследствии на каменное зодчество. Долгое время считалось, что древние зодчие строили все на глазок, без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали пропорции («золотое сечение» и др.)

Что же такое деревянное зодчество как явление историческое и социальное, как особая часть и определенный этап развития всей русской национальной архитектуры, художественной и материальной культуры нашего народа?

Прежде всего, русское деревянное зодчество - народное зодчество, созданное трудом и гением крестьян и посадского люда; живое, многогранное и талантливое воплощение в формах архитектуры эстетических идеалов народных масс, духовных и материальных потребностей самых широких слоев феодального общества. Деревянное зодчество - одно из наиболее значительных и выдающихся проявлений художественной и строительной культуры русского народа, культуры древней, уходящей корнями в глубокие недра истории, и на протяжении целого ряда столетий упорным трудом и творческими поисками многих поколений наших дальних предков; культуры яркой, большой, национальной, незамутненной посторонними влияниями, воплотившей в себе духовное величие создавшего ее народа; наконец, культуры общечеловеческой по своему значению, одарившей историю мировой архитектуры памятниками непреходящей художественной ценности.

От Белого до Черного моря, от Карпат до Урала воздвигались деревянные соборы и дворцы, хоромы, монастыри, крепости, избы и амбары, мельницы и мосты. Многие из них, по свидетельствам древних летописцев т путешественников, отличались необычайной красотой и высоким художественным совершенством. От одной деревни к другой, от города к городу шли артели русских плотников с топорами за поясом. Они создавали чудесные и удивительные памятники архитектурного строительного искусства.

Имена их неизвестны. Ведь все это строили не бояре и воеводы, не заезжие прославленные архитекторы-мастера, а простые русские мужики. Строил народ - тот, который всегда жил на своей земле, пахал, оборонял ее, орошая своим потом и кровью, слагал о ней песни, украшал «великими» и «чудными» строениями. «…Древние церкви,- писал Максим Горький, - говорят нам о талантливости нашего народа, выраженной в церковном зодчестве». Истоки русского народного деревянного зодчества восходят к древней художественной и архитектурно-строительной культуре Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества. НО расцвет его, кристаллизация в классически совершенных формах шатрового зодчества находится в теснейшей зависимости от становления Московской Руси в 15-17 веках – сложного, противоречивого, но неуклонно прогрессивного исторического процесса консолидации русской нации, формирования и укрепления русского национального централизованного государства.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Структура экономики региона
Основные роли в промышленности края занимают машиностроение — где выпускаются гусеничные трактора и плуги, паровые котлы, грузовые магистральные вагоны, дизели, шины, кузнечно-прессовые машины, буровые станки, генераторы для тракторов и а ...

Культура и искусство в века бронзы и железа
В эпоху бронзы с введением новых форм хозяйства и появлением металлических (медь, бронза) орудий, усовершенствовавших способ производства, произошло крупное общественное разделение труда – ремесло отделилось от земледелия. Это создало бла ...

Деятельность Хартмута Эсслингера
Среди дизайнеров, ярко проявивших себя в 1980-90 гг., можно назвать и Хартмута Эсслингера, лидера прославленной западно-германской группы «Фрогдизайн». Её знак – зелёная лягушка – стал гарантией дизайна самого высокого класса. К проектиро ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы