Видео и форма фильма «Пассажир поезда №12»

Информация о культуре » Особенности документального фильма "Пассажир поезда №12" » Видео и форма фильма «Пассажир поезда №12»

В основу фильма легли уникальные архивные кинокадры из жизни Льва Николаевича Толстого, снятые основоположниками российского кино Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Материал был отснят в начале прошлого века - 1908 – 1910 годах. В фильме использованы воспоминания членов семьи Толстого, его друзей и единомышленников.

Захватывающая картина "Пассажир поезда № 12" – это история не только о гениальном русском писателе Льве Толстом, но и о его эпохе, о людях, которые видели живого гения, говорили с ним, сопровождали его в последний путь до станции Астапово, где оборвалась его жизнь.

Дранков – один из операторов, бывший петербургский фотограф, всего лишь увлекался кино. Однако, сумел прославиться сенсационными съемками «царствующих особ» и крупных российских чиновников.

Александр Дранков хитростью проник в Ясную Поляну и снял там Льва Николаевича Толстого методом «скрытой камеры». Оператор сумел войти в доверие к писателю и получил разрешение фиксировать на пленку его жизнь. Фильм «День 80-летия графа Л.Н.Толстого», смонтированный из кадров этой толстовской кинохроники, произвел настоящий фурор. Позже съемки Дранкова - любителя лягут в основу кино Марка Осепьяна и Владимира Македонского.

Сценарист фильма «Пассажир поезда №12» - Марк Волоцкий - выбрал для изложения материала необычную, интересную форму. О жизни графа Толстого рассказывает некий В. Коненко пассажир экспресс-поезда, движущегося из Парижа в Берлин. Рассказчику однажды посчастливилось сопровождать группу операторов, снимавших Льва Николаевича в его имении Ясная Поляна. Коненко – бывший корреспондент российского журнала «Сине-фоно» рассказывает и о себе, о том, как покинул Россию в годы кровавой революции. Рассказ пассажира экспресс-поезда о жизни Толстого начинается с 1908 года и так, постепенно, рассказчик охватывает все последние годы жизни графа.

В фильме авторы используют и собственные съемки. Неожиданно для зрителя в черно-белую кинохронику вклиниваются цветные кадры, на которых изображен кабинет Льва Толстого. Это съемки наших дней. С момента смерти писателя-гения прошло 90 лет, а вещи в его кабинете остались на своих местах. Режиссер показывает то место, где жил и работал Лев Николаевич.

Однако, эти цветные кадры «бьют по глазам» зрителя. На мой взгляд, использование цветного видео в монохромном фильме «Пассажир поезда №12» не уместно.

Используют режиссеры в фильме еще один вид видео – сепия. Сепия – это коричневая окраска монохромного снимка, придающая ему вид старой фотографии. За счет использования подобного эффекта у зрителя создается впечатление таинственности и древности материала.

Сложно однозначно отнести монтаж фильма «Пассажир поезда №12» к какому-то определенному виду. В чистом виде не используется ни один из известных видов монтажа. Можно отметить как последовательный монтаж, так и интеллектуальный.

Поскольку режиссер последовательно год за годом рассказывает зрителям о жизни графа Толстого, то монтаж фильма можно отнести к разряду последовательного. Однако, встречаются в киноленте моменты, смонтированные по принципу интеллектуального монтажа. Так, например, смонтированы эпизоды, в которых Борис Плотников (голос за кадром) озвучивает мысли Льва Николаевича, записанные в его дневнике. В этом случае видеоряд строится на отвлеченных кадрах.

Встречается в киноленте также построение видеоряда по принципу сравнительного монтажа. Чередуя кадры, режиссер демонстрирует зрителю холеных, разряженных графских внуков, позирующих оператору и неопрятных, грязных крестьянских детей. Подобный вид монтажа создает особое эмоциональное состояние у зрителя. Наверняка, этого и добивался режиссер в данном случае.

Еще по теме:

Античная музыка и музыка древнего мира
Музыка сопутствовала человеку на всём протяжении истории. Но какой она была в те времена? Целые тысячелетия существования древнейших цивилизаций - Шумеро-Вавилонии, Древнего Китая, Египта - погружены для нас в безмолвие. А ведь музыка там ...

Виды молодежных субкультур
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субку ...

«Покорение Сибири Ермаком»
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 1892 году - на Дон собрать казацкие типы, в 1893 году - па самый север Сибири рисовать остяков, в 1894 - ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы