Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг

Информация о культуре » Дизайн – особая сфера человеческой деятельности » Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг

Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й реформы советское правит-во решило, так сказать «сверху» внедрить дизайн в отеч-е произв-во. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кач-ва продукции машиностр-я и тов-вкультурно-бытового назнач-я путем внедрения методов худож-го конструир-я».Советское руководство возлагало на дизайн большие надежды. В это время в нашу страну стали поступать товары из-за границы, которое по кач-ву и внеш-му виду были намного лучше отечеств-го. Поэтому ставка была сделана на дизайн. Наши руководители поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деят-ти, котор. творит чудеса. Например помогли капиталистич-й экономике выйти из глубинного эконом-го кризиса 1930-х гг. и повысить эффект-ть произв-ва за счет повыш-я кач-ватовара. Поэтому советские руковод-ли решили попробовать и у нас внедрить эту деят-ть. Наши дизайнеры активно взялись за роботу.

В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследоват-ий институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и спец.художественно-конструкторские бюро (СКХБ). ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю.Б. Соловьев, возглавил все службы диз. СССР. На институт возлагались след-е ф-ии: разраб-ка и внедр. методов худож-го конструир-я, опред-е технич-й эстетики к изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назнач-я, координации научно-исследоват-х работ в обл-ти худож-го конструир-я и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы 3 группы подразделений: 1 – похудож. конструир-ю пром-х изд-й по заказам разл-х предприятий, 2 – научно-исследовательская – изучение истор. диз.,, разработка теории и методики диз., 3 – конструкторские службы и опытное произв-во. Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались удачными. Напр. такой проект как автомобиль-такси. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Кроме проектной работы, ВНИИТЭ занимался пропагандой диз., проводил семинары и конференции.

В 1966 г. был открыт Бел. филиал ВНИИТЭ. Хотя и дипломиров-х специалистов было мало, работники смело брались за любую раб. Появились первые выполненные работы филиала. Это не были грандиозные проекты.Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных предприятий: металл-я посуда, графически оформленные упак-ки для кондит-х изд-й и т.д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. Появ-сь разраб. тракторов, крупных с/х машин. В 1968 г. постановл-м Министерства тракторного и с/х машиностр-я СССР была официально закреплена отрасль тракторного и с/х машиностроения, а также станкостроения. В связи с этим БФ ВНИИТЭ утвержд-ся как ведущая организ-я по проблемам технич-ой эстет-и в направленной отрасли. Заказчики были со всех концов СССР, однако наибольшее внимание уделялось Минскому тракторному заводу.

БФ ВНИИТЭ также стал и известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна во всех сферах.

Созданная в 1981 г. по инициативе Э. Соттсасса группа«Мемфис» выступала как оппозиция рационализму в дизайне. Стиль, который создала группа «Мемфис» восходил к искусству древних цивилизаций, в тоже время в нем чувствовалось влияние «ар-деко». Главное, что было характ-но для «Мемфиса» - это ломка всех стереотипов, отсутствие какого-либо догматизма. Соттсасс говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретани пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, худож-ми, композиционными новациями. Сам же Соттсасс (архитектор по образованию) в 1957 г. был консультантом «Оливетти» по дизайну. Он проектировал офисное оборудование, мебель, планировку рабочих мест, сохраняя статус независимого дизайнера.

Еще по теме:

Национальная библиотека в Париже
Французская Национальная библиотека получила свое название, отражавшее ее особый статус (статус первой библиотеки страны, особого института государства), в 1795 г. по декрету от 16 октября. Но при этом (фактически до 1814 г.) ее продолжал ...

Производственные опасности при производстве деталей методом литья по выплавляемым моделям
При изготовлении ножек сундучка методом литья по выплавляемым моделям рабочие подвергаются следующим опасностям:: 1). Поражение электрическим током (незащищенные провода, детали источников питания). 2). Опасность травматизма, связанная ...

Скандинавские пейзаж и мировидение
Распространены в Исландии сказки о людях, которые якобы живут в необитаемой части страны, или о так называемых утилегуманнах. Еще в древности рассказывалось о людях, которые, будучи объявлены на тинге вне закона, скрывались от преследован ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы