Эмали: общая характеристика и исторические сведения

Информация о культуре » Лиможские эмали XII-XIV веков » Эмали: общая характеристика и исторические сведения

Страница 2

Обработка драгоценных металлов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появились технические предпосылки объединения стекла и металла. Таким образом, византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве как изобразительное средство. Временем расцвета считается период до XII века.

Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. В начале X века в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали. Сохранилось довольно много образцов эмалевой и сканной работы того времени, поражающих тонкостью технического и художественного исполнения. Из тонких золотых нитей-проволочек на поверхности предмета набирался рисунок, мельчайшие ячейки которого заполнялись эмалью различных тонов.

С XII века выемчатая эмаль получила признание как художественный метод украшения церковной утвари цветовыми образными и орнаментальными мотивами. Наиболее значимые мастерские находились на Рейне и во французском городе Лиможе. Лимож превратился в ведущий центр массового производства церковной утвари с использованием различных видов эмали. Он и удерживал за собой первенство до XVI века. Следующая ступень развития этой техники, относящаяся к началу XIV века, — эмаль по чеканному рельефу. Фигуры выполнялись плоскорельефными, прозрачная эмаль накладывалась по всей поверхности. Таинственно просвечивало сквозь эмаль изображение, пластичность которого еще больше подчеркивается различными по толщине слоями эмали.

Эпоха Возрождения (ренессанс) достигла апогея на экономической основе зарождающихся капиталистических отношений. Особенно большое развитие она получила во всех областях кустарного производства. Потребность подчеркнуть свое общественное положение роскошной одеждой и дорогими украшениями особенно характерна для второй половины XV века. По сравнению с образцами искусства готики бросается в глаза живая пестрота оформления украшений. На относительно небольшой площади преобладает перенасыщенный орнамент, частично покрытый эмалью, с включениями цветных камней и жемчуга, рельефных фигур из эмали. Доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль.

В начале XV века появилась совершенно новая техника — живописная эмаль. Тонко растертыми цветными эмалями наносили изображение на одноцветную эмалевую основу, причем краски накладывали без разделяющих перегородок. В Италии было несколько мастерских, где применялся этот метод, но все же центром развития новой техники в XV-XVI веках стал Лимож. В XVI веке получила развитие типичная техника мастеров Лиможа — эмаль в стиле гризайль, то есть эмаль в серых тонах. На пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносили изображение белой эмалью. В зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. В основе другого способа заложены графические приемы: черное основание покрывали тонким слоем белой эмали, процарапывали в увлажненном состоянии рисунок и придавали изображению пластичность посредством штриховки. После этого эмаль обжигали. Вначале в технике лиможской эмали изображали исключительно сцены из Библии, в середине XVI века на первое место выдвигаются мотивы итальянского Возрождения. Затем лиможской эмалью стали покрывать различную утварь. Особую группу составляют выпуклые сосуды с характерным рисунком, эмалевое покрытие которых принято называть венецианской эмалью, так как считалось, что свое развитие она получила в Венеции. Речь идет о прочеканенных и покрытых эмалью сосудах, в эмаль вплавлены золотые букеты, розетки, листья. Эти изделия появились в первой половине XVI века.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Культура как информационный процесс
Культура как мир знаков. Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой — семиотикой. Знаковыми систе ...

Дорический ордер
Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких кол ...

Особенности немецко-русской коммуникации
Процесс межкультурного общения подразумевает принятие во внимание культурной обусловленности своего родного языка и языка партнера по коммуникации. То есть язык партнера следует постоянно воспринимать с учетом той культуры, в которой он ж ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы