Классический период

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Классический период

Страница 4

Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Уже известный поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще во второй половине VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.

Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется. Мужество сопротивляться обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний» судьбы и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.

В трагедии «Орестея», повествующей о преступлениях рода Атридов, Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Не слепое следование обычаям и покорность, а мужественная борьба против грозных сил жестокой несправедливости возвышают человека. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Этот вопрос может быть сформулирован более конкретно: «Прав ли Зевс, наказавший Прометея за то, что он, несмотря на запрет верховного владыки, дал людям огонь, научил искусствам и наукам?» Эсхил убежден, что не прав. Значит, Зевс может быть несправедлив?! Более того, Зевс не всесилен, если не знает своей судьбы и судьбы всех олимпийских богов и не может заставить Прометея открыть тайну (возможного) низвержения. Но тогда, выходит, рушится мировой порядок, основанный на законе божественной справедливости и божественного всемогущества. Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Но это произошло только тогда, когда «оба соперника одержали внутреннюю победу над собой, согласились с ограничением своих анархических страстей, с тем чтобы служить высшей цели – гармонии мира» (А. Боннар). Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Производственные опасности и методы борьбы с ними на участке сборки и окончательной обработки изделия
При очистке и механической обработке изделия, а также сборке клепкой основными вредными производственными факторами являются шум и вибрация. Шум ухудшает условия труда, оказывая вредное действие на организм человека. Работающие в услови ...

Дизайн фирмы «Браун» и «браунстиль»
В начале 1950-х гг. дизайнерскую группу возглав. Фриц Айхлер – препод-ль Ульмской школы. Диз-ры «Брауна» создали первую в мире дизайн-программу, по котор. осущ-ли свою дизайн-ю деят-ть. В послевоенное время в Германии происходил отказ от ...

Планомерные исследования 1965—1978 гг
В том же 1964 г. Д. Шлюмберже выехал на повышение в Дамаск, осуществив мечту своей жизни — открыв настоящий эллинистический город в Центральной Азии. С 1965 года началось планомерное исследование городища французскими археологами во главе ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы