Классический период

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Классический период

Страница 4

Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.

Литература и театр. Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Уже известный поэт последней четверти VI – первой половины V в. До н.э. Пиндар сочинял оды во славу государственных деятелей и победителей в спортивных состязаниях. Развивается театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще во второй половине VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии и независимо от хора. Но хор продолжал активно действовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.

Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется. Мужество сопротивляться обстоятельствам или делать индивидуальный выбор в «секторе предначертаний» судьбы и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид.

В трагедии «Орестея», повествующей о преступлениях рода Атридов, Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Не слепое следование обычаям и покорность, а мужественная борьба против грозных сил жестокой несправедливости возвышают человека. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Этот вопрос может быть сформулирован более конкретно: «Прав ли Зевс, наказавший Прометея за то, что он, несмотря на запрет верховного владыки, дал людям огонь, научил искусствам и наукам?» Эсхил убежден, что не прав. Значит, Зевс может быть несправедлив?! Более того, Зевс не всесилен, если не знает своей судьбы и судьбы всех олимпийских богов и не может заставить Прометея открыть тайну (возможного) низвержения. Но тогда, выходит, рушится мировой порядок, основанный на законе божественной справедливости и божественного всемогущества. Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Но это произошло только тогда, когда «оба соперника одержали внутреннюю победу над собой, согласились с ограничением своих анархических страстей, с тем чтобы служить высшей цели – гармонии мира» (А. Боннар). Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Выразительные средства в фильме «Пассажир поезда №12»
В анализируемой киноленте режиссер использует достаточно много выразительных средств, которые придают ей экспрессию и выразительность. Наиболее распространена в «Пассажире поезда №12» визуальная (видео) метафора. Особое место занимает ...

Ай-Ханум
Ай-Ханум — греко-бактрийский город, руины которого располагаются в афганской провинции Кундуз при слиянии Амударьи и Кокчи. Городище является уникальным памятником эллинистической культуры в Центральной Азии. Структура греко-бактрийского ...

«Пристань на севере» Константина Коровина
Хотелось бы поподробнее остановиться на одной из картин, написанных под впечатлением от северного путешествия. Это «Пристань на севере», которую художник завершил уже по возвращении из поездки (1895 г.). Работа хранится в Тюменском област ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы