Классический период

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Классический период

Страница 3

Скульптура. В скульптуре классического периода постепенно утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие (даже в движении) теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность, гармонию разума и чувства. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному изображению тела, его пропорций и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Наиболее яркое ее решение обнаруживается в работах выдающихся скульпторов V в. до н.э. Фидия, Мирона. Выверенные пропорции, идеальную гармонию человеческого тела канонизировал Поликлет.

Фидий с учениками создал скульптурные группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического искусства и архитектуры. Глубина пространства достигается наслоением фигур. Кажется, что скульптура рождается из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был посвящен рождению Афины; западный – спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь – вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность – таков гражданский пафос скульптур Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).

Стремление красноречиво отразить идеальный образ физически развитого юного тела воплощено в произведениях Мирона. «Дискобол» – одна аз самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска – в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, точнее говоря, «мгновение покоя» между замахом и броском, выражающем внутреннее напряжение, собранность спортсмена.

Поликлет заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста. Имеется в виду «противоположение и равновесие правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге – напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения. Поликлет изложил систему идеальных пропорций тела, которой он придерживался в своих работах, в теоретическом трактате «Канон».

Для скульптуры IV в. до н.э. характерен более сложный и в некотором смысле противоречивый взгляд на жизнь. Постепенно утрачивалась ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Появились первые попытки воспроизвести экстатические переживания через эротическую пластику тела (Скопас «Менада»). Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все жб лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Некоторые композиционные приемы
Совсем необязательно строить многоэлементную композицию - можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность. Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью пре ...

Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм». Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...

Особенности крымской природы в керамике народов Крыма
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы