Архаический период

Информация о культуре » Культура Древней Греции » Архаический период

Страница 2

Литература. Большое место в греческой культуре периода архаики играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь то богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VII–VI вв. до н.э. были Архилох, Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо).

Архитектура. В период архаики шло становление архитектуры. Складывался тип древнегреческого города, религиозно-политическим и торговым центром которого стал акрополь. Здесь строились здания различного предназначения и размещалась агора – торговая площадь. Главное место в акрополе занимали храмы, посвященные тому или иному богу. В них часто хранились казна и художественные ценности. Внутри храма воздвигалась статуя божества. Верующие молились и совершали обряды около храма. Торжественные процессии проходили мимо его открытых ворот. Греческая архитектура не угнетала личность своими размерами. В период архаики распространился основной, господствовавший в то время тип культовых сооружений – периптер (прямоугольное сооружение с одним рядом колонн по периметру здания), а затем – диптер (храм с двумя рядами колонн). Крыши храмов были двускатными, покрытыми черепицей.

Искусство. В скульптуре и живописи в период архаики шел активный поиск выразительной формы, способной воплотить возвышенный эстетический идеал гармоничного гражданина. Особенно красноречиво это стремление выразилось в скульптуре аргосской школы, которую ярко представлял Полимед.

Типичными образцами, созданными ваятелями того времени, были скульптуры обнаженных юношей – куросов и целомудренно задрапированных девушек – кор. Лица скульптур не индивидуализировались («Клеобис и Битон» Полимеда), позам придавались статичность, напряженная сдержанность, благородство и торжественность. В VI в. до н.э. появляются рельефные украшения храмов. Сюжетами для создаваемых композиций служили традиционные художественно переработанные мифы, описанные Гомером исторические события и их участники. Большую роль в скульптуре играл цвет. Раскрашивались отдельные части тела куросов и одежда. Иногда в глазницы вставлялись драгоценные камни.

В вазописи в VI в. до н.э. известны чернофигурный стиль (основатель Эксекий) – исполнение рисунка черным лаком по красной глине, а также краснофигурный стиль (основатель Эпиктет) – роспись керамики, при которой изображения оставались в цвете обожженной глины, а фон сосуда покрывался черным лаком. Переход ко второму стилю сопровождался обращением художников к разнообразным бытовым сюжетам («Девушка, направляющаяся к купальне» из мастерской Евфрония).

Таким образом, в период архаики сложились каноны греческой религии, ярко заявили о себе своеобразные стили в архитектуре и скульптуре, наметились пути дальнейшего развития философии и науки.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Техника и культура
С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, а следовательно ...

Социалистическая культура советского периода в системе типологии мировой и отечественной культуры
Феномен советской культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой и отечественной культуры как один из наиболее значительных и вместе с тем сложных, противоречивых, драматических периодов в истории ...

Начало организации охраны памятников истории и культуры
Что касается идеи охраны памятников, как социального действия, то она в 1-й половине XIX века находилась на стадии осмысления. Ей проводниками были Петербургская Академия Наук, просвещенные представители дворянства, правящей бюрократии, д ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы