Политика. Культура периода архаики начала складываться уже с конца VIII в. до н.э. Тогда начинается колонизация, благодаря которой влияние греческой культуры распространилось с материка на соседние регионы Малой Азии. В свою очередь греки знакомились с достижениями других народов и творчески перерабатывали их. Все это способствовало стремительному подъему их культуры.
Развитие земледелия, торговли, ремесел требовало все более активного использования труда рабов. Рабы становились самым доходным товаром. Огромное значение для экономики имело формирование системы денежного обращения (конец VIII в. до н.э.). Деньги стимулировали накопление доходов для последующих вложений в развитие ремесел, судоходства, в строительство общественных сооружений.
В период архаики окончательно утвердился полисный принцип устройства греческого общества. Старая земледельческая аристократия вступила в конфликт с набиравшими силу торговцами и ремесленниками. На первых порах борьба новых социальных сил за власть нередко приводила к установлению тирании – единоличной формы правления, при которой властитель защищал в известной мере интересы мелких и средних земледельцев, ремесленников и торговцев и формально допускал некоторые выборные должности. Произвол аристократии ограничивала и зарождавшаяся система права. Сложившиеся из обычаев правовые нормы постепенно приобретали характер стоящего над индивидуальной волей закона. Выдающимися реформаторами права того времени были Солон и Клисфен, которые заложили основы демократического законодательства и институций выборного правления.
Религия. Греческая религия по-прежнему выполняла консолидирующую роль в обществе. Важное значение при этом имел культ Аполлона в Дельфах. Влияние дельфийской сакральной коллегии в греческом обществе было чрезвычайно велико, но носило чисто культовый характер, так как жрецы не участвовали в государственном управлении. В полисах выборные жрецы ведали таинствами и обрядами, одновременно осуществляя религиозное просвещение граждан. Большую роль в греческой религии играли культы Диониса и Деметры.
Дионисии справлялись 4 раза в год. В эти дни устраивались торжественные веселые шествия с песнопениями в честь бога виноделия Диониса, жертвоприношения, шуточные игры, представления, пиры, проводились соревнования драматургов. Будучи антиподом аполлоническому идеалу гармонии и спокойной величавости, Дионисии вводили человека в область «божественного безумия», где уже не действовали законы привычного мира и наблюдалась невоздержанность во всем (в винопитии, эротике, танцах и т.п.). Однако культ Диониса заключался отнюдь не в поощрении разнузданности, а в предупреждении тенденции к застыванию и окостенению аполлонических форм, которые, по представлению Фр. Ницше, должны были как бы «взрываться» народной творческой энергией.
Элевсинские мистерии, связанные с культом Деметры, сначала были древним аграрным праздником осеннего умирания и весеннего воскресения растений. Но в архаической Греции этот культ осмысливался и как проблема смерти и воскресения человека в круговороте живого. Во время таинств посвящения люди переживали мистическое проникновение в иной – полный чувственных стихий, рационально не освоенный мир.
Философия и протонаука. Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества, своего рода образованного братства. В VI в. до н.э. начала складываться и греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).
Еще по теме:
Паоло Веронезе
Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе Паоло Кальяри (1528—1588), уроженец Вероны, потому и прозванный Веронезе, провел детство и годы учения в родном городе В ...
Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси.
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...
Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...