Факторы формирования русской культуры: географические, исторические, религиозные

Информация о культуре » Русская культура в контексте межкультурной коммуникации » Факторы формирования русской культуры: географические, исторические, религиозные

Страница 1

Именно русская равнина, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и пески – все это формировало характер русского народа, тип хозяйства и государственности, а также взаимоотношения с соседними народами.

Особое значение для этногенеза русского народа имели лес и степь. Ведь именно на границе этих двух зон, вдоль больших и малых рек и расположилась Русь. Лес служил надежным убежищем при нападении внешних врагов. Но лес укрывал разбойников, в лесу жили дикие звери, с лесом приходилось бороться, отвоевывая от него с огромным трудом новые территории для земледелия. Поэтому можно говорить о том, что лес всегда был тяжел для русского человека, он его не любил и населял всевозможными страхами. Такие же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза от многочисленных кочевых племен, с другой стороны. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывался дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.

Косвенным отражением русского ландшафта стала и хозяйственно-бытовая жизнь русского человека. Еще Ключевский обратил внимание, что русские крестьянские производят впечатление временных, случайных стоянок кочевников. Это связано с продолжительным периодом кочевой жизни в древности и с многочисленными пожарами, постоянно истреблявшими русские деревни и города. Результатом стала своеобразная неукорененность русского человека, проявляющаяся в равнодушии к домашнему благоустройству, к житейским удобствам. Она же породила небрежное и беспечное отношение к природе и к ее богатствам.

Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными – француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно объяснить тем, что высшее для русского человека – Русь, Русская земля, а каждый человек – часть этого целого. Русь (земля) – первична, люди – вторичны.

Огромное значение для формирования российского менталитета и культуры сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте. С момента крещения определились геополитическое положение России между Западом и Востоком, враги и союзники, смысл и назначение российской истории. С этого исторического события Русь, а затем и Россия выбрали ориентацию на Восток. С этого времени расширение русского государства шло только в восточном направлении. Татарское нашествие задержало его, но не остановило, а наоборот, еще более укрепило Россию в поставленной цели.

Роль православия в формировании и развитии русской культуры всегда была одной из важнейших тем русской философской и общественно-политической мысли. Еще Филофей заявил, что «Москва – есть Третий Рим, а четвертому Риму – не бывать», неразрывно связал православие с сильной государственной властью.

Реальность российской истории требовала победы авторитаризма и деспотизма. Именно так появилось российское самодержавие. Россия большую часть своей истории жила на положении военного лагеря, окруженного враждебными народами, постоянно вела оборонительные войны. В период с XI по XV век, по подсчетам историка С. Соловьева, Русь в среднем отражала по одному нашествию в год. А с XIV до начала XX века Россия провела в войнах две трети своей истории.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Эклектика в формообразовании предметного мира во второй половине ХIХ века
Эклектика – смешение, соединение признаков разных стилей в одном изделии. На протяжение всего 19 в., не было придумано никакого оригинального худож-го стиля, зато была эклектика. Когда форма предметного мира соединяет разные качества стил ...

А помнишь, как всё начиналось
Художник, так же, как поэт, Сюжет в себе переживает. Он оставляет в душах след, Хоть о последствиях не знает. Вблизи посмотришь, так мазня. Всё так аляписто и криво. А отойдешь, поёт душа. В картине всё играет мило… Владислав Амел ...

Проблемы культуры в рамках ''философии жизни''
В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся идеал чел-ка как разумная крит-ки мыслящая, независ. творч. личность. Культ. прогресс м ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы