Именно русская равнина, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и пески – все это формировало характер русского народа, тип хозяйства и государственности, а также взаимоотношения с соседними народами.
Особое значение для этногенеза русского народа имели лес и степь. Ведь именно на границе этих двух зон, вдоль больших и малых рек и расположилась Русь. Лес служил надежным убежищем при нападении внешних врагов. Но лес укрывал разбойников, в лесу жили дикие звери, с лесом приходилось бороться, отвоевывая от него с огромным трудом новые территории для земледелия. Поэтому можно говорить о том, что лес всегда был тяжел для русского человека, он его не любил и населял всевозможными страхами. Такие же двойственные чувства испытывал русский человек и к степи. Простор и ширь, с одной стороны, но и вечная угроза от многочисленных кочевых племен, с другой стороны. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывался дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества.
Косвенным отражением русского ландшафта стала и хозяйственно-бытовая жизнь русского человека. Еще Ключевский обратил внимание, что русские крестьянские производят впечатление временных, случайных стоянок кочевников. Это связано с продолжительным периодом кочевой жизни в древности и с многочисленными пожарами, постоянно истреблявшими русские деревни и города. Результатом стала своеобразная неукорененность русского человека, проявляющаяся в равнодушии к домашнему благоустройству, к житейским удобствам. Она же породила небрежное и беспечное отношение к природе и к ее богатствам.
Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными – француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно объяснить тем, что высшее для русского человека – Русь, Русская земля, а каждый человек – часть этого целого. Русь (земля) – первична, люди – вторичны.
Огромное значение для формирования российского менталитета и культуры сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте. С момента крещения определились геополитическое положение России между Западом и Востоком, враги и союзники, смысл и назначение российской истории. С этого исторического события Русь, а затем и Россия выбрали ориентацию на Восток. С этого времени расширение русского государства шло только в восточном направлении. Татарское нашествие задержало его, но не остановило, а наоборот, еще более укрепило Россию в поставленной цели.
Роль православия в формировании и развитии русской культуры всегда была одной из важнейших тем русской философской и общественно-политической мысли. Еще Филофей заявил, что «Москва – есть Третий Рим, а четвертому Риму – не бывать», неразрывно связал православие с сильной государственной властью.
Реальность российской истории требовала победы авторитаризма и деспотизма. Именно так появилось российское самодержавие. Россия большую часть своей истории жила на положении военного лагеря, окруженного враждебными народами, постоянно вела оборонительные войны. В период с XI по XV век, по подсчетам историка С. Соловьева, Русь в среднем отражала по одному нашествию в год. А с XIV до начала XX века Россия провела в войнах две трети своей истории.
Еще по теме:
Искусство в системе художественной культуры
Основу художественной культуры образует искусство. На нем замыкается вся социодинамика эстетических, художественных ценностей. Искусство есть создание художественных образов, законченных произведений, а также эстетических аспектов в други ...
Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как коне ...
Софистика в определениях культуры
Основная трагедия в решении этой задачи состоит в том, что абсолютное большинство теоретиков не рассматривает проблему культуры с разумно-теоретических позиций, т.е. диалектически. Оно продолжает мыслить в духе примитивной "диалектик ...