Возрождение православия

Информация о культуре » История самарского православного зодчества » Возрождение православия

Страница 2

Храм венчает пятикупольное завершение; в 4-х малых барабанах, имеющих башенный характер, находятся колокольни. Используемая форма куполов полуциркульная. Большой и малые барабаны прорезаны арочными проемами. Перечисленные элементы объемной композиции храма в определенном смысле воспроизводят архитектурные решения Спасского Воскресенского кафедрального собора в Самаре. Основной объем храмов на каждом из фасадов завершается мощной закомарой по центральной оси.

Деревянные церкви - отличительная черта русского православия, так как для развития деревянного зодчества были все необходимые условия. В наших землях, преимущественно лесных, умели и любили строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.

Строительство православного храма - ответственное и почетное задание. В отличие от других сооружений, в храме каждый строительный или конструктивный элемент несет в себе второй смысл, связанный с богослужебным назначением объекта. Строительство православной деревянные церкви может осуществляться как на деньги Епархии так и на индивидуальные пожертвования. Но в любом случае, проект возведения деревянной церкви должен получить благословения батюшки.

На сегодняшний день в епархии 181 приход, из этого числа 29 - самарские.

Характеризуя современный этап церковной жизни, необходимо отметить, что положительные сдвиги в ее развитии являются следствием взаимодействия Церкви и общества. С одной стороны - координируемая священноначалием активность духовенства и мирян, с другой - желание представителей власти, общественности и доброхотов вести конструктивный диалог. Результатами такого взаимодействия становятся конкретные дела храмостроительства, духовного просвещения и милосердия.

Прослеживая историю строительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующим выводам:

1. Культовые здания в любую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высоту технической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли к профилям, сайдингу, к нитротитановому напылению.

2. По мере развития культуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершался переход от простых архитектурных стилей храмов к сложным.

3. Архитектурные стили культовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства. Так в эпоху развития и становления Российского государства основным архитектурным стилем был классический.

В XIX веке, когда решался вопрос об экономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой роли России в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числе истокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем стал византийский архитектурный стиль.

4. В наше время, когда обществом осознана мысль о возрождении духовности, но еще четко не сформулирована идея взаимоотношения религии и государства, мы видим пока лишь увеличение количества храмов. Многие из них открывались в перестроенных светских учреждениях: дет. садах, яслях, аптеках, летних театрах.

Храмы строятся в разных архитектурных стилях: в традициях деревянного северного зодчества, неоклассицизме, византийском стиле, русском московском стиле. Ни о каком предпочтении какого-либо одного стиля сказать нельзя. Многие храмы объединяет одно: они построены в крестово-купольной системе с традиционным русским пятиглавием.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы