Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг

Информация о культуре » История самарского православного зодчества » Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг

Страница 2

В русском стиле, из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре, по проекту А. Щербачёва в 1890 году в Самаре была также построена часовня во имя небесного покровителя Самары Святителя Алексия. Она являлась украшением набережной города, на которой размещались торговые ряды и причалы.

Часовня имела одну главу, стены её снаружи украшали майоликовые цветные изразцы различных величин и форм, изготовленные товариществом “М.С.Кузнецов и К”. Купол венчал бронзовый, “вызолоченный через огонь” крест изящной работы. Сделали его умельцы литейной мастерской товарищества “А.М.Постников и К” в Москве. А заплатил за изготовление креста 700 рублей и пожертвовал его для часовни гласный Самарской городской думы купец Георгий Иванович Курлин.

Кроме приходских храмов в период 1850-1917 годов строятся огромное количество домовых церквей. Одной из сохранившихся построек является церковь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, что была построена при Мариининском сиротском приюте для девочек. Архитектор храма - А.А. Щербачев. Он построен был в традициях русского московского архитектурного стиля.

Середина XIX в. - это время возрождения монастырей на Волге. 12 октября 1850 года в Самаре была основана община сестёр милосердия Первоначально община располагалась на улице Мечетной – ныне Самарской. Но там не было воды, а до реки далеко. И тогда самарские купцы И.Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали общине свои загородные земли на берегу Волги. Через десять лет, 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. Марихиной Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году при Иверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около 100 юных жительниц Самары. А годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. [14]

Таким образом, период Самары – губернской столицы, можно считать временем расцвета культового зодчества.

Бурный рост экономики способствовал строительству в городе замечательных архитектурных памятников.

Отличительной особенностью православного строительства этого периода является возведение храмов на добровольные пожертвования известных купцов нашего города.

Они строятся в основном из кирпича и камня по проектам известных в стране архитекторов. Предметы культа и утварь заказываются у лучших мастеров Санкт-Петербурга и Москвы.

В архитектуре активно используются элементы русского московского стиля. Возможно, это было результатом возросшего самосознания наших предков.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Особенности технологической культуры
1. Духовная и социальная культура ориентированы на «ценностную» ось, их объединяет то, что они нацелены на создание ценностей и идеалов. Технологическая культура не озабочена «ценностным измерением» деятельности. 2. Из сказанного вытекае ...

Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
Уже первые попытки исследования традиционных культур разных народов привели этнологов к убеждению, что их существование неразрывным образом связано с ритуалами и обрядами. Их практическое значение довольно широко и разнообразно. Так, они ...

Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции
Основные принципы построения многофигурной композиции: 1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в ком ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы