Франция в эпоху Ренессанса

Информация о культуре » Франция в эпоху Ренессанса

Страница 2

Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. О грамотности населения, особенного городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них (кроме Библии и сборников средневековых фаблио) занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистке («Великий образец новых новелл» Никола де Труа, «100 новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» Боккаччо с традициями народной культуры Средневековья), которые открывают новое направление в народной литературе французского Ренессанса. Развитию культуры во Франции способствовало и распространение книгопечатания.

В 1470 г. при Сорбонне была создана первая типография, которая печатала латинских авторов. К концу XV в. количество типографий растет. Первые издания предназначались широкому кругу читателей, именно они закладывали основы традиции народных книг.

На развитие гуманизма оказывали влияние не только контакты с Италией, но и Германией, Англией и Нидерландами. Так, например Эразм Роттердамский находился в постоянной переписке с деятелями французского гуманизма.

К деятельности круга Эразма во Франции относились знаток латыни и филолог Роберт Гаген, филологи-эллинисты Лефевр д’Эталь, Гийом Броде, Луи де Берке. Популярностью пользовалась «Похвал глупости», переделанная по заказу Людовика XII в спектакль «Принц дураков», который и был поставлен на парижской сцене в 1511 г.

Среди деятелей начального периода развития гуманизма во Франции особо хотелось бы выделить Лефевра д’Эталя и Гийома Боде.

Одним из наиболее выдающихся французских гуманистов был Лефевр д’Эталь (1450-1536) – филолог, философ, теолог, математик. Он получил блестящее образование во Флоренции, был хорошо знаком с Пико делла Мирандолла, с его именем появление во Франции школы математиков и астрономов. В 1512 г. он издал «Комментарии» к посланиям апостола Павла, в которых высказывал необходимость критически относиться к ним как историческому источнику. Его же перу принадлежит труд о необходимости переосмысления трудов Сократа как виднейшего философа античности. Помимо этого, он перевел Библию на французский язык, осужденный Сорбонной как еретический.

Гийом Броде (1467-1540) так же являвшийся одним из вождей гуманизма, внес существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римского права и греческой филологии. Благодаря его стараниям была основана библиотека в Фонтенбло (позже она стала основой Национальной библиотеки) и Коллеж де Франс, где преподавались греческий, латинский и древнеарамейский языки.

Филологические изыскания были одной их наиболее сильных сторон гуманистической культуры этого периода, классическая латынь изучалась во многих гуманистических кружках, в крупных городах, например, в Лионе.

Королевский двор поощрял переводческую деятельность, что обогащало французскую гуманистическую культуру духовными достижениями других стран, особенно Италии и Древней Греции. К концу XVI в. на французский были переведены все известные в то время греческие классики. «История» Фукидида в переводе Клода де Сейсселя стала популярнейшей книгой во Франции XVI в. Эпоху культурной жизни общества так же составили Жана Амио (1513-1593), издание «Жизнеописаний знатных римлян и греков» Плутарха принесло ему славу лучшего переводчика и блестящего писателя.

Творчество ранее упомянутого кружка Маргариты Наваррской так же оставило заметный след в развитии гуманистической литературы во Франции – его членами было создано большее количество стихотворений, отразивших философские, нравственные и художественные искания того времени. По сборнику «72 новеллы» - «Гептамерон» можно наблюдать эволюцию духовного мира самой Маргариты Наваррской – от мистических поисков молодости к принятию гуманистических идеалов жизни до осознания противоречивости между этими идеалами и жизнью.

Пиком развития французской гуманистической литературы многие исследователи считают творчество Франсуа Рабле (1494-1553) и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В нем Рабле, блестяще используя гротескные образы, иносказания и прозрачные намеки критикует средневековую схоластику и мистику, служителей церкви, описывает свои гуманистические идеалы. Деятельность Франсуа Рабле и его идеалы, нашедшие отражения в этом романе будут подробнее рассмотрены ниже.

Весьма значимую роль на развитие гуманизма во Франции сыграла гражданская война последней четверти XVI в., которая привела к некоторому застою в культурной жизни. Специфика здесь в том, что страна, разделенная на две стороны - сторонников протестантов (гугенотов) и сторонников Католической лиги, сражалась, фактически и за то, чтобы либо максимально уничтожить достижения Возрождения во Франции, либо окончательно адаптироваться к ним. Таким образом, и светские деятели гуманизма, и деятели протестантизма оказались в одном лагере – победа реакционной Католической лиги означала бы фактическую смерть для них самих и их идей. Отсюда и та специфика позднего французского гуманизма, который совмещает в себе и классические черты Ренессанса, и идеи протестантизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...

Ренессансное коллекционирование
С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; о ...

Социально-экономические условия развития туризма
Алтайский край расположен почти в центре России на юго-востоке Западной Сибири, на стыке крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины и Алтайских гор. Его площадь 168 тыс.кв.км. Протяженность с севера на юг - 500 км, а с запада на восток - ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы