Влияние школы чань на искусство в Китае

Буддизм и искусство » Влияние школы чань на искусство в Китае

Страница 2

Проникновение элементов мировоззрения структуры чань в творчество ряда авторов XII–XIII вв., влияние чаньского мировоззрения на создание художественных образов, представляют собой более существенный признак влияния чань-буддизма на китайскую литературу, чем номинальное упоминание в ней буддийских терминов или персонажей, включения буддийских духовных гимнов или религиозных трактатов в сочинения Вань Чжао, Ван Вей, Бо Цзюйи. Тексты такого типа не всегда отвечают основным литературным традициям художественности, и дискурсивный подход к толкованию религиозной догматики в них не совместим с чаньским стремлением к «внесловесной» художественно – образной передаче достигнутых прозрений.

Доказательства динамичного взаимодействия между развитием мировоззрения школы чань и литературными процессами времени обнаруживается на идейном, образном и семантическом уровнях в поэзии и эстетических сочинениях Гао Цяня, Се Линьюня, Лю Се, Ван Вея.

Обобщение чаньских идейно-эстетических принципов, их проявлений в письменных памятниках школы и отражений в творчестве широкого круга авторов того периода дает возможность очернить те новые тенденции, которые чаньские мироощущение и творческая практика утверждает в отношении человека и творца к действительности.

Чань предлагал наиболее благоприятную платформу для творческого развития личности. Поэтому у него так много последователей среди разных слоев населения. Эти последователи добивались на упомянутой платформе творческих достижении, необходимых на данном этапе развития культуры и общества. Так слияние с жизнью превращало чань в одно из социально-культурных явлений зрелого китайского средневековья, отличало школу от замкнутых сектантских доктрин или видов культовой практики. Так же, как искусство, философию, науку, социальные движения, стимулированные идейной базой европейской Реформации, нельзя идентифицировать с протестантизмом, так и эстетические и идейные явления на основе чаньского мировоззрения выходят за рамки религиозной литературы и культуры.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Реализм эпохи Возрождения
Возрождения характеризуют интерес к человеку, любовь к природе, красоте, жажда знаний, открытий (кругосветные путешествия Магеллана и Колумба, открытие Америки), расцвет естественных наук, искусства, литературы, формирование и развитие р ...

Религиозное искусство
Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство – храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы – перестало быть предметом исследования немногих с ...

Создание Союза дизайнеров СССР и Союза дизайнеров Беларуси
В 1987 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов собрались представители дизайнерских организаций со всех концов СССР. Речь шла о создании собственного творческого союза, Союза дизайнеров СССР. В уставе союза была сформулирована его цель: « ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы