В результате возникла идея организации, в которой промышленники и коммерсанты совместно с художниками и архитекторами решили бы проблему: как придать промышленному изделию художественные достоинства, не уступающие тем, которыми обладают кустарные изделия. Такая организация была создана в 1907 г. в Мюнхене и получила название «Немецкий Веркбунд» (der Werkbund) – «Производственный союз». В этом городе в течение 5 лет до переезда в 1912 г. в Берлин находилось ее правление.
В программе союза говорилось, что его цель – облагородить работу, преодолев разрыв между созданием изделий непосредственно мастерами и изготовлением их промышленным путем с тем, чтобы «таким образом облагородить страну». Это должны сделать художники, которые становятся важнейшими участниками производства. И недвусмысленно указывалось, что основное – это победа в экономическом соревновании с другими странами, т. к. «в эстетической силе заключены величайшие экономические ценности». Такое объединение не было принципиально новым. Еще в 1847 г. Генри Коль, один из первых реформаторов промышленности в Англии, организовал общество Art Manufacturers, чтобы «содействовать развитию вкуса публики к красоте изделий механического производства».
Появление Веркбунда было и результатом борьбы за простоту – кампании, которую вел Герман Мутезиус, ибо высокие цены и слово kunstgewerbe (художественные ремесла) ограничивали большую часть сбыта областью торговли предметами роскоши. Некоторые ведущие фирмы разделяли взгляды Мутезиуса, и в названии новой организации отсутствовали такие понятия, как «искусство» или «художественный». Г. Мутезиус играл руководящую роль в Веркбунде, возглавляя в то время отдел в Министерстве торговли по школам прикладного искусства, но прежде всего он был архитектором и художником-декоратором. Семь лет, проведенные в Великобритании на дипломатической службе, Мутезиус использовал для изучения английского движения искусств и ремесел. В 1904 г. он опубликовал 3-томный труд «Английский жилой дом», привлекая внимание к необходимости реформы жилища в Германии.
Мюнхен прекрасно подходил для осуществления обширной программы Мутезиуса и его сторонников. Душой сообщества был Х. Обрист, скульптор и орнаменталист. Он развил кипучую деятельность, выступая с лекциями, просвещая и агитируя за искусство будущего. Его действия позволили собрать группы художников в объединения производственной ориентации. Объединенные мастерские искусства в ручной работе стали деловой конторой одиночных мастерских.
Конечно, насколько вообще возможно объединение творческих людей В 1903 г. это переросло в Союз прикладного искусства из 70 человек, которые ставили задачу «охватить всю жизнь города, включая проектирование зданий, индустриальный дизайн, оформление интерьеров и другие области формирования окружения».
В спорах шел поиск истины в принципах нового дизайна. Например, Генри ван де Вельде считал, что время для стандартизации еще не наступило и сейчас ограничит свободу художника, откроет возможности для нетворческого подражания. На практике идея стандартизации, которая решалась в связи с предметами, скоро приобрела актуальность в архитектуре. Домостроение Западной Европы стало отраслью промышленности в 1959 г.
В начале века не было понятия «дизайнер», в который мы сейчас вкладываем свой смысл. В огромном большинстве они выросли прежде всего из архитекторов. Законодателями форм стали изначально произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Внешняя эстетика и формы так хорошо знакомых предметов (бытовых приборов, мебели) установились в те времена. Их принцип и философия использования почти не изменились за 90 лет. Фотографии 1906-II гг. говорят, что эти вещи современно смотрелись бы и у нас.
«Транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм. В техническом производстве в самом деле совершается рост и созидание второй природы. Возникает вопрос, в чем состоит красота удачно выполненного технического объекта. Не просто в целесообразности, но в том, что данная вещь полностью входит в человеческое бытие», рассуждал Карл Ясперс.
Несмотря на разногласия, группа Веркбунд постоянно искала благоприятные возможности для молодых и предоставления им в нужный момент ответственных заданий. Проблемы, над разрешением которых трудились многие деятели искусства (например, У. Моррис в Англии), в условиях Германии того времени получали финансовую поддержку у крупных коммерсантов.
К 1910 г. Веркбунд охватывает 360 художников, 267 предпринимателей. Эффективность программы проявилась сразу в дрезденском текстиле. Уже в 1907 г. дизайнеры пробовали сотрудничать с промышленниками в разработке цветовой гаммы, создании рисунка и узора плетения в комбинациях нитей при изготовлении тканей.
Еще по теме:
Приёмы графической подачи в цветном решении эскизов
Большие изобразительные возможностей содержит цветная графика. Отличие графики от живописи – в минимуме цветов (хроматических) в композиции. При ограниченном количестве гармоничных цветов требуется, чтобы составляющие композицию цвета был ...
Понятие утопии
Само понятие утопия появилось в начале XVI века, когда увидела свет «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего То ...
Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...