Понятие культуры. Истоки русской культуры

Информация о культуре » Понятие культуры. Истоки русской культуры

Страница 2

Общество не только ограничивает человека, но и сообщает ему собственное понимание блага. В то же время и человек, и отдельная группа могут вносить изменения в систему ценностей. Такое развитие должно происходить, но не слишком быстро, без разрыва с традицией; общество создает особые институты, которые обеспечивают сохранение и развитие культуры. Эти институты прежде всего связаны с религиозным культом. Для европейских народов - это христианская церковь. Сохранение традиции в жизни общества олицетворяет храм - национальная или межнациональная святыня. С другой стороны, динамическая сторона культуры олицетворяется в рынке - месте, где происходит наиболее интенсивное общение людей между собой. В древних Афинах холм Акрополь, где находились храмы, и рыночная площадь - агора - представляли две стороны греческой культуры. В древнем Новгороде также существовало равновесие между соборной и торговой сторонами. Общество создает и другие регуляторы культуры - школу, печать, искусство и т.д. Между различными проявлениями общественной жизни и предписаниями власти могут возникать и постоянно возникают конфликты. Классический пример этого в условиях античной демократии - процесс против Сократа и его казнь. Необходимо иметь в виду и такие ситуации, когда власть предписывает изменить жизненные нормы, а общество вступает с нею в конфликт, отстаивая традицию.

Можно говорить о культуре отдельного человека, социальной или профессиональной группы, о культуре определенной эпохи. Наиболее важным является понятие культуры народа, связанного единым языком и относительном единством государственной и общественной жизни. Такая культура формируется в процессе исторического развития, несет в себе память о прошлом, и только она может быть основой будущего.

Первоначальным источником русской культуры была земледельческая культура древних славян, сложившаяся в 6-10 в. н.э. Эта культура, как любая языческая, была связана с почитанием природных сил, на котором основывалась духовная и материальная жизнь древнего человека. Духовная жизнь людей определялась в первую очередь осмыслением суточного и годового солнечного циклов и была теснейшим образом связана с календарем. В славянской культуре отчетливо прослеживается переживание смены времен годы, особенно заметное для обитателя русской равнины и тем более важное для земледельца.

В системе ценностей древнего славянина, а впоследствии жителя России одним из главных был культ Земли, воспринимавшейся как Мать и Кормилица. Главным лицом древнейшего пласта русского былинного эпоса стал богатырь- пахарь Микула Селянинович, единственный кому по плечу «земная тяга». «Власть земли» над душой русского крестьянина, о которой много писал Глеб Успенский, сохранялась до недавних времен. Впоследствии идея Матери-Земли преобразуется в идею родной земли, Родины, расположенной между «Диким полем» - степью, населенной воинственными кочевниками, - и глухими лесами Севера. Необходимость постоянной защиты от вражеских нашествий способствовала единству русской земли. Несмотря на ее огромную протяженность, на то, что Россию называют «страной стран», ее духовное и даже языковое единство беспрецедентно. Среди жителей Севера до сих пор живет память о легендарных подвигах киевских богатырей, защитников Родной земли, Ильи Муромца и его товарищей.

В Восточной Европе сформировалась сельская цивилизация, во многом отличная от преимущественно городской цивилизации Западной Европы, которая испытала огромное влияние форм жизни, сложившихся в античном мире. Принятие христианства трансформировало обе эти цивилизации или культуры, но различие сохранилось, во многом благодаря разделению христианской церкви на католическую и православную. Помимо прочего, церкви разошлись в понимании соотношения между “природой творящей” (творцом) и “природой сотворенной” (твореньем), а также между тем, что сотворено самим творцом и вторичным твореньем человека. Если католический Запад стремился, в конечном счете, к построению «земного града», подобного «граду небесному», то православный Восток не ставил себе целью переустройство земной жизни, но считал ее странствованием, ведущим к жизни небесной жизни как единственной цели. Путь христианина заключался, по словам князя Владимира Мономаха, в трех делах: покаянии, слезах и милостыне. Другое отличие заключалось в большей самостоятельности православного христианина, по сравнению с католиком, в его отношении к Богу. Центральный миф русской культуры - сказание о граде Китеже, в котором запечатлелась народная мысль о бесконечном превосходстве невидимого мира над видимым. Доступный глазу образ духовного, невидимого мира - это русская икона.

Идея Родины под влиянием христианства стала идеей «святой Руси», земли истинной веры. «Святая Русь» не осознавала себя землей свободной от греха, которого невозможно было избежать на «мирском торжище». Свободными от греха были только подвижники, чья жизнь оставалась недосягаемым образцом для остальных верующих. Но тех и других объединяло глубокое смирение перед богом, а неправедная жизнь мирян искупалась еще страданием. Страдание народа и самой земли русской делало ее угодной богу. Вспомним слова Тютчева:

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Цвет
В природе не существует ничего бесцветного. В природе–все цвет, начиная с яркого спектра в его первичной чистоте и кончая сложнейшими переплетениями его цветовой игры до самых серых и черных оттенков, которые таят в себе сложнейшие и тонк ...

Социально-политические идеалы XIX века: либерализм, марксизм, анархизм
культура буржуазный научный революция романтизм XIX век испытал множество социальных потрясений и подготовил множество потрясений веку грядущему. В это время зародилось несколько социально-политических идеологий, из них три на протяжении ...

«Покорение Сибири Ермаком»
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 1892 году - на Дон собрать казацкие типы, в 1893 году - па самый север Сибири рисовать остяков, в 1894 - ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы