В культурологии, как и в других науках, следует различать эмпирическое и теоретическое знание.
Основным средством добычи эмпирического знания в культурологии являются наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографических экспедициях, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, в опросах, беседах, интервью, в непосредственном изучении различных явлений культурной жизни общества – произведений искусства, обрядов, ритуалов и т.д. Большое значение в сборе фактического материала, образующего эмпирический слои культурологических знаний, имеет изучение исторических источников – архивных документов, мемуаров, археологических находок и пр.
Но научное знание на эмпирическом уровне дает, главным образом, лишь феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описание констатирует факты, не объясняет их. Чтобы понять сущность изучаемых явлений необходимо перейти на теоретический уровень познания. Характерной особенностью научных теорий является то, что в них создаются только схематические образы изучаемых явлений. В теории выделяются и описываются лишь их наиболее важные, существенные черты (например, «идеальный газ» в физике).
Учитывая сказанное, попробуем использовать в качестве вспомогательного средства описания культуры ее трехмерную «физико-геометрическую» модель, в которой она уподобляете «веществу», заполняющему «культурное пространство.
Еще по теме:
Значение театра как социально-психологического феномена
В данной главе работы нам хочется показать значимость театрального искусства для здоровой жизни общества. Способность актеров и зрителей к совместному творчеству в ходе спектакля, их готовность идти навстречу друг другу в этом едином вдох ...
Башенная архитектура и ее декор – неоценимый источник изучения культуры
чеченцев и ингушей
За последние годы сделано очень мало для научного изучения культуры вайнахов. В этом, конечно, в первую очередь виновата война. Никогда и нигде боевые действия не способствовали развитию духовной культуры, стремлению не торопясь изучать д ...
Искусство на заре человечества
Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в перво ...