Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность

Информация о культуре » Социалистическая культура » Формирование социалистической культуры как категории культурологического знания: исторические детерминанты и направленность

Страница 3

Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну по пути социалистических преобразований.

Научная политика Советского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгар гражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Было организовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан и знаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В 1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжение ученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше.

В) Искусство (живопись, музыка, театр, музеи, художественная литература). Возникшая цивилизация реальный процесс создания и функционирования искусства, а также все ранее созданные ценности в этой сфере духовной культуры, стремилась обратить на благо народа, а не элиты. Мечта о равенстве и справедливости и на этом направлении претворялась в реальность. На VIII съезде РКП(б) прямо говорилось о том, чтобы "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".

Первыми же своими практическими мероприятиями в области культуры Советская власть указала на громадное значение для народа художественного наследия прошлого. В числе первых декретов, подписанных Лениным, были декреты о сохранении "культурных сокровищ народа". Началась национализация учреждений культуры, приобретшая общегосударственный масштаб. Уже в 1917г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С.Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И.Даля, И.В.Цветаева.

С 1918 по 1923г.г. возникло 250 новых музеев. Первоначально, с 1918 по 1922г.г. они работали бесплатно. Только в Кремле в 1918г. побывало свыше 300 тысяч экскурсантов, в 1919г. - 50 тысяч. С переходом к НЭПу, в 1921г. посещение музеев стало платным, однако вводилась "рабочая полоса", когда билеты рабочим, красноармейцам и учащимся продавались по сниженным ценам.

5 октября 1918г. был принят Декрет о государственной регистрации монументов и вещевых памятников. С осени 1918 г. по указанию В.И.Ленина началось восстановление памятников ярославского Спасо-Преображенского монастыря. И это в условиях гражданской войны, когда средств практически не было. Тем не менее, восстановительные работы начались. Это были работы в том самом монастыре, где было найдено "Слово о полку Игореве". Руководил реставрацией П.Д. Барановский. В 1918-1919г.г. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, к 1924г. - 227.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Ограниченная палитра
Используя обширный арсенал средств, художник достигает большей убедительности, конкретности в изображении. Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник созд ...

Связь украинского и российского дисиденства
Едина ли история диссидентского движения в СССР? Или же она представляет cобой совокупность историй национальных, религиозных и прочих движений? Это не праздный вопрос, поскольку ответ на него во многом определяет пути изучения истории ин ...

Основные виды и перспективы развития туризма
Развитие природоориентированного туризма в Алтайской крае сдерживают несколько факторов, наиболее весомые из них – отсутствие хорошо развитой системы туристских предприятий, занимающихся организацией отдыха и отсутствие развитой инфрастру ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы