Монументальная пропаганда

Информация о культуре » Революция и культура. Революционное искусство Советской России в 1917 - начале 1930-х гг » Монументальная пропаганда

Страница 5

В связи с введением в эксплуатацию большого объема жилья в 1929 - 1932 гг. сформировался новый тип жилища - многоквартирный секционный жилой дом в 4 - 5 этажей.

В 20-е гг. архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительских мероприятий - рабочий клуб (дворец культуры Московского автомобильного завода им И. Лихачева, архитекторы братья Веснины; пять клубов им. Русакова, Горького, Фрунзе, “Каучук”, “Буревестник” архитектора К. С. Мельникова).

Уникален мавзолей В. И. Ленина, созданный по проекту А. Щусева. Это гробница, это памятник и правительственная трибуна во время праздничных демонстраций, которые проходили на Красной площади в Москве, это, наконец, архитектурно-композиционный центр ансамбля Красной площади.

Ко дню похорон Ленина был построен временный деревянный Мавзолей. Затем сооружен более капитальный деревянный, который через 5 лет заменили на каменное здание (1929 - 1930) из железобетона и кирпича с облицовкой из красного кварцита и черного лабрадора.

20 - 30-е годы вошли в историю советского государства как период осуществления “культурной революции”, под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода являлся всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм – очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. Наступила эпоха тоталитаризма, когда любые формы культуры, не укладывавшиеся в нормы соцреализма, могли существовать только в нелегальных условиях.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Кинематограф в 1917-1930-х годах являлся орудием просвещения и коммунистического воспитания масс и средством, обеспечивающим реализацию одной из важнейших задач народного просвещения – всесторонней государственной помощи в самообразовании и саморазвитии рабочих и крестьян. В Советском государстве, при полном государственном контроле, расширяются социальные функции кино.

2. В 1917-1930-х годах роль радиовещания как средства активной пропаганды советской власти, была слабой. Радиовещание было лишь примитивным инструментом пропаганды режима.

3. После 1917 года искусство монументальной скульптуры в Советской России приобрело особенное общественно-политическое значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники, монументы играли ключевую роль в советской скульптуре. Акция по снятию памятников в честь “царей и их слуг” и установке монументов видным деятелям революционного движения, должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от “старого мира” не осталось и следа, что новая власть утверждается на века. Таким образом, скульптура стала средством коммунистической пропаганды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Реформация и культура
Процессы европейской Реформации, которые откололи от католической церкви большие массы верующих, привели к появлению новых христианских конфессий и к церковному плюрализму на месте былой монополии Рима. Исключительно важная роль выпала на ...

Теоретические следствия софистики о культуре
Дефиниция культуры новой энциклопедии в качестве ключевого, определяющего предиката берет термин “надбиологические программы”, термин, лишенный теоретического смысла. Что значит “надбиологические программы”? Это не научная категория, а вс ...

Деятельность миланской дизайнерской группы «Мемфис»
В 1980 гг. стиль «Хай-тек» развивался в работах дизайнеров группы «Мемфис». Группа была создана в 1981 г. по инициативе Э. Сотсосса. Эта группа выступила как активная художественная оппозиция функционализму в дизайне. Своё название групп ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы