"Золотой Век" музеев во второй половине xix - начале xx века в России

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » "Золотой Век" музеев во второй половине xix - начале xx века в России

Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны.

Из всех веков мировой истории, предшествовавших ХХ веку, XIX столетие занимает исключительное место. Именно в XIX в. развитие экономики и техники, точных наук и художественной литературы, музыкальных и изобразительных искусств шло особо бурными темпами. Революции и войны изменили облик всей государственной жизни, международных отношений, а подчас и контуры границ.

Происходит окончательное оформление музея как социального института со своими функциями. Колоссальный рост числа музеев во всем мире происходил двумя путями: открытием для публики собраний, сложившихся в предшествующие столетия, в том числе дворцовых, повсеместно по Европе ставших доступными после изгнания Наполеона, и основанием новых музеев, подчиненных цели служения общественной пользе и тесно связанных с наукой и образованием, что отличало их от предшественников, формировавшихся сообразно с прихотью и вкусом коллекционера. Многочисленные музеи учебных заведений и научных обществ служили учебными классами и источниковой базой для археологии, этнографии, естествознания, истории и др. В соответствие с этим изменилась сама идея музея: из "модели мира", "храма", где каждый музейный предмет включен в символическую систему "миропорядка" ко второй половине XIX века многие музеи, поставленные на службу науке, превратились в систематизированные "каталоги" соответствующих областей знания. Формирование систематических музеев вместо университетских привело к складыванию профильных групп и музейной сети. Важное место в ней к началу XX века заняли музеи местного края, что связано с развитием "родиноведения".

Развитие музейного дела определялось происходившим в XIX веке осознанием обществом ценности своего культурного наследия и растущей потребностью его сохранения. Сдвиги в общественном сознании нашли отражение в теоретических изысканиях, в России – начиная с проектов Ф.П. Аделунга и П.П. Свинина, на многие десятилетия предваривших музейную практику, до фантастических построений Н.Ф. Федорова, провозгласившего идеи (присущие музеям уже в XX веке) воспитания через музей, образности построения экспозиций, музеефикации целых пластов уходящей жизни.

Для того чтобы осмыслить роль, которую музеи выполняли в обществе необходимо провести анализ не только количественных перемен в их деятельности, но и качественных. Во второй половине XIX — начале XX века в развитии музеев выделяются следующие направления: специализация их содержания, совершенствование учетной работы, повышение внимания к форме представления предметов в интересах публики, наконец, количественный рост.

Еще по теме:

Религия и культура древних цивилизаций
Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”, а с другой не только животный и ...

Особенности рационального и иррационального мышления
– Рационалист считает, что человеческое познание основывается на опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, а не к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п. – Рационалист придает большую ценность научному знанию ...

Художественная культура классической Греции
В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с вн ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы