Музеи науки и техники

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Музеи науки и техники

В ряде музеев России отделы науки и техники существовали уже в конце ХVIII века. Развитие некоторых областей производства в первой половине XIX века рождало инициативу создания специализированных научно-технических музеев в отдельных промышленных центрах, как, например, в Барнауле — центре рудного Алтая. В музее экспонировались минералогические, фаунистические, этнографические и археологические коллекции, но главными в экспозиции были модели рудников, заводов и машин, орудия труда и готовая продукция; модели паровой машины Ползунова, механиков К.Д. Фролова и т.п. сопровождались текстовыми пояснениями, рассказывающими, "кем и когда машина устроена, долго ли существовала и кем модель сделана". Основными посетителями музея были горные инженеры, ученые, чиновники и путешественники. Дальнейшая судьба Барнаульского музея достаточно типична – после отъезда его организатора, доктора Ф.В. Гублера, коллекция рассеялась по многим учреждениям разных городов.

К научно-техническим музеям можно отнести "кабинеты", где публике показывались автоматы действия (движения) людей и заводные музыкальные инструменты.

В России еще в феодальную эпоху начиная с 1829 г. под покровительством правительства начали регулярно устраиваться всероссийские мануфактурные выставки для поощрения отечественной промышленности и оживления торговли. Вначале они проводились в Петербурге и Москве, а затем и в губернских городах.

Первая Всероссийская промышленная выставка была открыта в 1829 г. в Санкт-Петербурге, а всего с 1829 по 1861 г. в стране состоялось 11 Всероссийских промышленных выставок в Санкт-Петербурге, Москве и столице Царства Польского Варшаве – трех наиболее важных экономических центрах Российской империи. Промышленные выставки имели торговые цели и способствовали улучшению промышленного производства.

Состав экспонатов на выставках свидетельствовал о техническом прогрессе российской промышленности. Увеличивалось количество экспонентов — крестьян, создавались ценные каталоги выставок, которые давали представление о промышленности по отдельным областям с оценкой предоставленной промышленной продукции.

После реформы 1861 г. подобные выставки организовывались на новых основах и значительно реже. Возникла потребность в научно-просветительских учреждениях, которые бы действовали на постоянной основе.

В России в XIX в. продолжали развиваться сельскохозяйственные музеи. В 1803 г. на базе коллекции Вольного экономического общества было решено создать "собрание музейных предметов", которое позже развивалось бы в "модельный музеум".

Вскоре пример Вольного экономического общества переняли в других местах: в Московском обществе сельского хозяйства (1818), в обществе сельского хозяйства южной России в Одессе (1828), а также в Ярославле, Казани, Пензе.

Сельскохозяйственные музеи создавались и при сельскохозяйственных учебных заведениях (при школе Московского общества сельского хозяйства (1828), школе сельских хозяев графини Строгановой (1825—1844), при земледельческом училище в Санкт-Петербурге (1834) и др. Определенное значение в развитии музейного дела в России имели сельскохозяйственные выставки, которые организовывались начиная с 40-х гг. XIX в.

В эти годы предпринимались активные попытки повысить доходность помещичьих хозяйств путем модернизации сельскохозяйственной техники. Именно музеи и были призваны выполнять эту задачу. Помимо научных и учебных музеев появились музеи, специально предназначенные для более широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди помещиков и крестьян, пропаганды усовершенствованной техники, более урожайных культур и удобрений. Эти музеи находились в ведении казенных палат, позднее палат государственных имуществ.

Сельскохозяйственные музеи и выставки отражали общее состояние сельского хозяйства. Знакомя посетителей с достижениями передовых хозяйств, выставки широко распространяли полезные практические сведения. Однако приобретение лучших образцов сельскохозяйственных машин и инструментов, представленных на выставках и в музеях, было не по карману задушенным повинностями крестьянам, а помещик, который имел бесплатную крестьянскую силу и инструменты, не имел нужды тратиться на их приобретение. То есть экономическая европейская мотивация в России того времени не могла прижиться.

Еще по теме:

Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг
Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й рефор ...

Стиль барокко
Барокко (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительно ...

Приёмы графической подачи и графические возможности в изображении объектов
Графика является наиболее распространенным видом изобразительного искусства. Графика – это один из видов изобразительного искусства, близкий живописи со стороны содержания и формы, но имеющий свои собственные конкретные задачи и художеств ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы