Развитие музейного дела в XVIII веке в России

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Развитие музейного дела в XVIII веке в России

Страница 2

Петром I было создано три музея. В 1709 г. - музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии.

В начале XVIII века в России появились первые частные коллекции исторических памятников (Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н. Демидова, Петра I, Д.М. Голицына и др.). Эти собрания подготавливали появление первого русского публичного музея – Кунсткамеры.

Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых "кунсткамерах" — "кабинетах диковинок". Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами. Петра, увлеченного естественными и техническими науками, эти чудеса заинтересовали невероятно. Он, не жалея денег, скупает понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в Россию. Петровская коллекция включала книги, инструменты, оружие, природные диковинки. Они и стали экспонатами первого русского музея под названием "Кунсткамера", что в переводе с немецкого означает "кабинет диковинок".

Петровский "кабинет диковинок" был основан в 1714 г. как научный музей и библиотека, получил известность, как, знаменитая Кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности в 1719 году, когда был открыт для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — "приучать и угощать". Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали "кофе и цукерброды", кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый "суббиблиотекарь", который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было "множество . разного звания народу". Впоследствии коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Гробница Мир Вайса
Мир Вайс (1673—1715) — вождь афганского племени гильзаев, первый независимый правитель Афганистана (в масштабе гильзайского ханства со столицей в Кандагаре). Происходил из шах-алам-хеля (ханского хеля гильзаев), являлся вождем племени хот ...

О музыкальном решении пластического спектакля
Музыку называют языком души (А.Н. Серов), потому что она обладает сильным воздействием на область чувств человека, на его подсознание. В ней проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, фантазийное и прочие н ...

Декоративное рисование драпировок в женской одежде
Изображение драпировок имеет большое значение для выработки умения передать в рисунке форму и характер различных складок при изображении фигуры человека. Драпировка получается в результате преднамеренного образования складок путём связыв ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы