II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.
III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.
Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.
Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея.
Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке
Музей |
Музей в библиотеке |
Сбор материалов Хранение фондов Научно-исследовательская работа Научно-фондовая работа Комплектование музейных фондов Учетная деятельность Экспонирование Реставрация Просветительная деятельность Издательская деятельность Методическая работа Культурно-образовательная д-ть |
Сбор материалов Хранение фондов Исследовательская работа Учетная деятельность Комплектование музейных фондов Экспонирование Культурно-просветительная деятельность Издательская деятельность Методическая работа |
Литературные музеи можно условно разделить на следующие:
музей писателя;
музей книги;
музей литературного персонажа;
музей литературного жанра.
Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев.
Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, — единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека.
Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю.
Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись — список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847).
Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках.
Научная работа Дома Н.В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий.
Еще по теме:
Рождение антиутопии из духа кризиса и борьбы
Неизменным спутником утопии была антиутопия. Наряду с понятием «антиутопия» существуют и часто употребляются как синонимы такие понятия, как «негативная утопия», «какотопия», «дистопия», «контрутопия», «утопия-предупреждение». Например, р ...
Искусство и религия как способ познания мира
Благодаря внешней — проговоренной, воплощенной, овеществленной — существующей вне человека форме, религия, искусство имеют не только личностную, но общественную значимость — являются сферами социальной деятельности, которую мы называем по ...
Декоративная стилизация в натюрморте
Стилизация – упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка.
Чтобы стилизовать натюрморт, нужно отобрать основные характерные ...