Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313-1375), автор всемирно известного «Декамерона». Принцип построения своего сборника новелл и сюжетную канву Боккаччо заимствует из Средневековья. Все же остальное пропитано духом Ренессанса.
Главными персонажами новелл являются обыкновенные и простые люди. Они написаны удивительно ярким, живым, разговорным языком. В них нет скучных нравоучений, напротив, многие новеллы буквально искрятся жизнелюбием и весельем. Сюжеты некоторых из них имеют любовный и эротический характер. Помимо «Декамерона» Боккаччо написал также повесть «Фьяметта», которая считается первым психологическим романом западной литературы.
Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты, изображают сцены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
В его произведениях вполне реалистически изображается природный ландшафт, на котором отчетливо видны деревья, скалы, храмы. Все участвующие персонажи, включая самих святых, предстают как живые люди, наделенные физической плотью, человеческими чувствами и страстями. Их одежды обрисовывают естественные формы их тела. Произведениям Джотто присущи яркий колорит и живописность, тонкая пластичность.
Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».
Все изображенные в росписях персонажи выглядят естественными и достоверными. Положение их тел, жестикуляция, эмоциональное состояние, взгляды, лица – все это показано с редкой психологической убедительностью. При этом поведение каждого строго соответствует отведенной ему роли. Каждая сцена отличается неповторимой атмосферой.
Так, в сцене «Бегство в Египет» преобладает сдержанный и в целом спокойный эмоциональный тон. «Поцелуй Иуды» наполнен бурным динамизмом, резкими и решительными действиями персонажей, которые буквально сцепились друг с другом. И только два главных участника – Иуда и Христос – застыли без движения и ведут поединок взглядами.
Сцена «Оплакивание Христа» отмечена особым драматизмом. Она переполнена трагическим отчаянием, невыносимой болью и страданием, безутешным горем и скорбью.
Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало, что остается от Средневековья.
Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателло (1386-1466).
Брунеллески внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Много он сделал для разработки законов перспективы.
Еще по теме:
Деятельность миланской дизайнерской группы «Мемфис»
В 1980 гг. стиль «Хай-тек» развивался в работах дизайнеров группы «Мемфис».
Группа была создана в 1981 г. по инициативе Э. Сотсосса. Эта группа выступила как активная художественная оппозиция функционализму в дизайне. Своё название групп ...
Особенности Басандайской культуры
Как известно, признаками для определения археологической культуры являются особенности погребального обряда, керамики, поселений и жилищ.
Однако в нашем случае основными источниками выделения культуры являются обряд и керамика.
Характер ...
Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг
православный святыня самарский храм
В 1851-1917-е годы произошло два важнейших события в жизни города и всего края - учреждение в январе 1851г. новой Самарской губернии и открытием в марте 1851г. Самарской епархии. С этого момента Самара ...