Резьба в декоре предметов быта

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Резьба в декоре предметов быта

Страница 4

Горьковская область, Кстовский район, деревня Малые Вишенки. Мастер Михаил Малышев. Глухая резьба. Весь декор избы поступил в 1941 году из МНХР. Резной декор дома исполнен выдающимся мастером Поволжья Михаилом Малышевым. Более 140 погонных метров досок для украшения этого дома было покрыто резным узором. Под светелочным окном вырезаны инициалы автора резьбы: «М. М. М.». Светелочное окно с двух сторон окаймляет изогнутый стебель с кистью винограда наверху и спиралевидным завитком внизу. На досках фронтона, идущих параллельно крыльям крыши, в крупные декоративные завитки листьев вписаны цветы ромашки и бутоны. Наверху над светелочным окном узор заканчивается огромными кистями винограда. На лобовой доске такие же кисти замыкают с двух сторон плавное и в то же время ритмичное движение растительного узора. Резьба фронтона отличается не только пластичностью, красотой композиции, ритмичностью, а и тщательной моделировкой каждой детали. Ценность произведения возрастает оттого, что оно подписное.

различий оформления наличников окон в Поволжье, которое установил М. П. Званцев, этот наличник с удлиненными пропорциями следует отнести к северо-западным районам среднего Поволжья. Притом раскреповка карниза-навершия, нависающего над доской очелья, и наличие капителей, которыми кончаются боковые брусья, поддерживающие раскрепованные боковые части карниза, позволяют датировать его временем не ранее 1860-х годов. Доска очелья густо заполнена резьбой. Двуглавый орел, корона, птицы — все это в сплетении с завитками составляет богатый узор. На нижней доске наличника изображение птицы — ее оперение, крылья, хвост тоже орнаментированы и воспринимаются как единое целое с узором вокруг нее.

Конек. Игрушка. Начало 20 века. Архангельская область, Лешуконский. район, село Палащелье на реке Мезень. Резьба. 16 х 6 х 19,5. Привезен экспедицией Загорского музея (1961, О. В. Круглова). Очень скупыми средствами создает резчик образ сильного, могучего коня, несмотря на маленький размер игрушки. Небольшая головка, крутая шея, широкая грудь и широко расставленные прямые ножки подчеркивают впечатление монументальности скульптуры. Сбруя передана резьбой. Конек. Игрушка. Начало 20 века. Архангельская область, Лешуконский. район, село Палащелье на реке Мезень. Резьба, окраска. 22x5,5x23,5. Привезен экспедицией Загорского музея (1961, О. В. Круглова). Конек вырезан вместе со всадником из одного куска дерева. Видимо, он стоял на подставке с колесиками. Сбруя сделана из пистонов, вбитых в дерево. В решении образа много общего со стилизованными коньками в росписи мезенских прялок.

Архангельская область, Красноборский район, деревня Парфеновская на реке Северная Двина. Рублен топором. 73 х 39 х 51. Привезен экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова). Этот охлупень-утица украшал дом, фасад которого выходил на берег Северной Двины и был виден с реки. Очень четкий и выразительный силуэт скульптуры являлся прекрасным завершением постройки. При обработке корневища мастер превосходно использовал естественную форму пня: один из отростков корня он предназначил для шеи утицы и, завершив его головкой с длинным клювом, тоже решенной очень обобщенно, он достиг предельной характерности силуэта. Подобной формы охлупни встречаются на Севере крайне редко.

Архангельская область, Верхнетоемский район, деревня Наволоцкая на реке Нижняя Тойма. Рублен топором. 73 х 92 х 50. Привезен экспедицией Загорского музея (1969, О. В. Круглова). Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Устное народное творчество и письменная литература
Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, п ...

Ионический ордер
Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая. Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттич ...

«Радуга»
Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы