Деревянное зодчество

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Деревянное зодчество

Страница 2

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями. Народное деревянное зодчество Самары 19 - нач. 20 вв., как и других губернских городов, - феномен архитектуры и градостроительства.

Трудно представить деревянные дома дореволюционной Самары без резного убранства. Им не просто украшали дом, а выделяли из других. В Самаре невозможно найти двух похожих домов; целые улицы неповторимых шедевров!

Особенно самарцы украшали крышу. Но ни одного "конька" не сохранилось. Но изображение коня встречается часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома №106 на Вилоновской улице расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них - стремительность бега, сила, красота, стройность благородных животных. Или милые, сказочные коньки-горбунки на доме №22 на улице Красноармейской! У каждого мастера - свой конь.

А в деревянных квадратах под свесом кровли дома №128 на ул. Льва Толстого можно увидеть четырёх ласточек. Они расположены между изящными кронштейнами, профили которых напоминают сказочных птиц. С удивлением и радостью мы видим клюв, глаза, крыло, хвост!

Полюбоваться конём, символом добра и бессмертия, и лебедем, символом любви и красоты, можно на деревянном доме №32 на ул. Ярмарочной или на оконных наличниках дома №51 на ул. Ленинской.

От резного декора дом №106 по ул. Вилоновской кажется сказочным, воздушным и, в то же время, таким уютным, домашним! Прохожего не покидает чувство восхищения его творцом, он благодарен незнакомому мастеру за радость, которую тот доставляет уже более ста лет самарцам.

Со временем деревянная резьба на обшитых досками стенах домов становится их самым выразительным и нарядным элементом.

Свес кровли, который довольно сильно выступает, отделывается резными досками - подзорами. За подзорами разворачивается фриз с многоярусной узорной резьбой. А под ним - наличники и ставни окон. В Самаре есть и прямоугольная, и с полукруглой верхней частью (дом 36, 46 на ул. Толстого) - ампирные, и круглые окна в стиле модерн у дома №105 на ул. Садовой.

Какие изящные скромные наличники на доме №42 на улице Агибалова, выполнены в технике рельефной (корабельной) резьбы.

В обрамлении окна символические знаки (обереги) превращались в декоративные детали: дом №27 по улице Ярмарочной (проект А.А. Щербачёва) и дом №91 на улице Галактионовской. Этническое своеобразие Самары, возникшей на пересечении традиционных кочевий поволжских народов и великих торговых путей, нашло отражение в убранстве домов, которое имеет не только художественную ценность, но и историческую. На фасадах домов видна работа мастеров разных губерний: Верхнего Поволжья, Прикамья, Приуралья. Они привнесли своё в технику резьбы, орнамент… Всё это делает Самару неповторимым по красоте волжским городом. Каждая удачно найденная форма передавалась от мастера к ученику, получала новое толкование, но никогда не забывалась, не терялась, став концентрацией скрытых, неясных, часто нам уж непонятных символов!

Главный элемент, проходящий через все орнаменты - это ромб. Это символ земли. Круг не менее распространён - это символ солнца (иногда восходящего солнца - полукруг) ул. Водников, д. №38, 77, ул. Ленинская, д. №60. Соединение круга и ромба - символ плодородия. А какие "солнышки" исполняют резчики! Как они светят со стен самарских домов (ул. Галактионовская, д. №221). На щипце скромного одноэтажного дома мастер создал целое эпическое полотно (ул. Ленинская, д. №232). Над окнами две взъерошенных птицы с поднятыми лапками, открытыми клювами и настороженными взглядами! Сквозная резьба позволяет передать даже мимику, настроение! Под этими хищными страшными птицами - две змеи, смотрящие вниз на прохожих с оскаленными (какими-то собачьими) мордами. В центре этой мифической композиции мастер поместил "солнышко". Хвосты этих змей составляют изысканный орнамент! Былина, застывшая в дереве! Но дом снесён, уникальная резьба уничтожена. Остались лишь фотографии, рисунки. Даже фрагмента в музее не осталось…

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Мир художественной культуры в представлении и оценках Дидро
Взгляды просветителей на искусство составили часть идеологии, подготовившей и вдохновившей французскую буржуазную революцию. Эстетика просветителей была направлена на защиту и обоснование нового, демократического и реалистического искусст ...

Графика И.К. Айвазовского
Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графическом наследии, оставленном мастером. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода ху ...

Основные этапы развития мировой гостиничной индустрии
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н.э., в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима пол ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы