Теоретические следствия софистики о культуре

Информация о культуре » История культуры в тисках софистики » Теоретические следствия софистики о культуре

Страница 1

Дефиниция культуры новой энциклопедии в качестве ключевого, определяющего предиката берет термин “надбиологические программы”, термин, лишенный теоретического смысла. Что значит “надбиологические программы”? Это не научная категория, а всего лишь наукообразное словосочетание. Ведь термин "биологическое", если исходить из его реального, а не мнимого смысла, означает знание (логос) о живом (биос). Стало быть культура есть то, что возвышается над знанием, данным биологией. Такая дефиниция не отвечает даже требованиям формальной, школьной логики, поскольку определяющий термин размывает, разрушает богатый смысл определяемого – понятия культуры. Давно замечено, что чем поверхностнее ученый понимает свою проблему, тем шире он облекает ее в броню наукообразных абстракций, сквозь которую читателю очень трудно пробиться к подлинному смыслу. Этим изъяном страдает энциклопедическая статья. Мало того, определяя культуру как систему надбиологических программ, автор этой концепции тут же рассматривает ее сквозь призму категорий информатики, семиотики, психологии и т.п. Он трактует культуру как систему информационных кодов, то как совокупность семиотических образований, т.е. знаков и символов, закрепляющих и передающих накапливаемый социальный опыт [3. С. 63-64].

Получается, что вся грандиозная система материальных и духовных ценностей культуры, в которой воплотилась деятельнось духа, разума человечества, является всего лишь надбиологические программы, информационные коды и семиотические образования. Их функция – передавать в смене поколений социальный опыт. Независимо, какой это опыт – разумный или невежественный, гуманистический или же варварский, грабительский.

При подобном подходе обнаруживается и другая крайность. Эти определения дают основание включать в культуру феномены абсолютно противоположные ее понятию, что наиболее зримо видно в выше изложенном определении школьного учебника. Здесь все результаты преобразующей деятельности человека и все виды и формы этой деятельности следует отнести к ценностям культуры. Согласно этим суждениям к культуре следует отнести любое явление дикости и варварства: виселицу и гильотину, орудия пыток и истязаний, изобретенные палачами всех веков и народов, печи Освенцима и Дахау, химические газы и атомные бомбы, сброшенные на города Хиросима и Нагасаки и т.п. Все эти предметы “второй природы” суть программы, коды, знаки, символы деятельности человека, обеспечивающие, как отмечается в энциклопедии, “воспроизводство и изменение социальной жизни в ее основных проявлениях”. Культура, оказывается, воспроизводит во всех своих основных проявлениях кровь и слезы, смерть миллионов и разрушение, гибель многих величайших достижений человеческого труда и разума!

Если культуру следует понимать как надбиологические или, говоря иначе, надорганические программы жизнедеятельности человека, то, спрашивается, куда следует отнести огромный мир сельскохозяйственных культур – культуру полеводства и животноводства? Без этой системы ценностей никак невозможна жизнедеятельность общества. Куда отнести нарождающуюся культуру клонирования живых существ и, возможно, органов человеческого тела? Ведь этот мир производится человеком по законам ("кодам") органического, а не “надбиологического”, социального мира. Человек, обладая разумом, универсален в своей жизнедеятельности. Он созидает мир социума или, как выражался В. И. Вернадский, ноосферу по законам и меркам любой области материального, в т.ч. и биотического мира.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности формообразования предметного мира Древнего Рима
Др. Рим по формообразованию близок к Др. Египту. Древние римляне также не стремились выявлять форму либо конструкцию. Часто применялись богатые декорат-е украшения, котор. полностью скрывали конструкцию. Тем не менее др. римляне были и оч ...

Литература
Огромную роль в создании системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена незави ...

Театральное искусство ХХ века: поиски путей к диалогу
Конец XIX – начало ХХ вв. – эпоха, к которой еще долго будет возвращаться интерес критиков, исследователей, философов, историков культуры и искусства. Не затрагивая многих интереснейших черт этого периода в рамках дипломной работы, отмети ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы