Софистика в определениях культуры

Информация о культуре » История культуры в тисках софистики » Софистика в определениях культуры

Основная трагедия в решении этой задачи состоит в том, что абсолютное большинство теоретиков не рассматривает проблему культуры с разумно-теоретических позиций, т.е. диалектически. Оно продолжает мыслить в духе примитивной "диалектики", которая была навязана И.Сталиным и его идеологами. Диалектика (Логика Разума), которая разрабатывалась, начиная с Аристотеля и кончая И.Кантом, Гегелем, Марксом и талантливым советским диалектиком Ильенковым, выброшена за борт. Поэтому трагичность данной ситуации проявляется, прежде всего, в том, что до сих пор не преодолена путаница при разработке теории культуры и ее роли в становлении личности. Наличие этой путаницы затрудняет определение предмета культурологии, ставшей учебной дисциплиной в вузах. При изложении его смысла часто отделываются тавтологическими суждениями. Суждениями типа того, что культурология изучает культуру (масло-масленное), или же утверждается, что с этой “наукой не все в порядке, в частности не ясен ее предмет и потому ее можно включить в ряд философских дисциплин” [1. С.59]. Полный абсурд! Если предмет не ясен, то его следует отдать философии?

Но больше всего огорчает то обстоятельство, что, во-первых, путаница о культуре часто содержится в публикациях академических изданий. В этом плане особого внимания заслуживает статья на тему "Культура", представленная в “Новой энциклопедии философских знаний” (автор акад.В.С.Степин). Во-вторых, не меньше путаницы и абстрактности содержится в абсолютном большинстве учебных пособий, предложенных вузам и средней школе.

Культура, как отмечается в выше названной энциклопедии, есть "система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни в ее основных проявлениях" [3. С.62]. Это определение не является особой новацией. Оно было рефлектировано значительно раньше. В частности проф. Э. Маркарян писал, что культура есть внебиологический способ деятельности человека [4]. А в последних работах он, пишет, что в качестве элементарной единицы культурологического анализа есть основание выделять “надбиологическое средство деятельности” [5.С. 36]. Вся эта “игра” с приставками “вне”, “над”, “под” и т. п. говорит только об одном: культуру, весь ее мир ценностей следует соотносить с миром природы, натуры. Все наличное социальное бытие включается в культуру. Получается, что культура включает в себя и все феномены антикультуры, о которых будет идти речь ниже. Крайне абсурдно то, что подобных дефиниций не лишены даже школьные учебники.

Еще по теме:

Коринфский ордер
Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже про ...

Понятие «искусство»
Чтобы вести разговор о кино – как о виде искусства, необходимо разобраться, что мы вкладываем в эти понятия. Современный толковый словарь определяет искусство - как художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, ...

Уничтожение городища
После сворачивания работ в 1978 г. на городище орудовали местные жители, искавшие несметные сокровища, якобы погребенные под руинами древнего города. Культурному слою уникального памятника был нанесен непоправимый вред — грабительские рас ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы