Культура и личность. Социализация и инкультурация

Информация о культуре » Основы культурологии » Культура и личность. Социализация и инкультурация

Следует различать понятия «человек» и «индивидуальность». Понятие «человека» - родовое понятие, отражающее общие признаки, присущие всему чел. роду. В качестве главных признаков человека: наличие сознания и самосознания, членораздельной речи, способность к трудовой деятельности и культурному творчеству, обладание нравственными качествами. Человек представляет собой диалектическое единство биологического и социального начала. Человек своим происхождением обязан природе, обладает окружающей телесной организацией, у него есть биологические потребности и природные задатки, которые определяют его интеллект. Человек не только биологическое и социальное, но и культурное существо. Социальные и культурные качества человека формируются на базе высокоразвитого биологического организма. Сформировавшись на основе биологического, социальное преобразует его. Под влиянием общественной жизни изменяются некоторые элементы телесной организации человека. Под влиянием общественной жизни биологические потребности содержательно меняются, окультуриваются, принимают цивилизованный вид. Материальные потребности чел-ка в определенной мере оказываются подвластны моральным и эстетическим регуляторам, сдержкам и балансам. Контроль над природными инстинктами и потребностями – важный элемент культуры. В процессе общественной жизни у человека формируются и развиваются не биологические, а нравственные, эстетические, социальные чувства, потребности, качества.

Понятие «личность» отражает соц. свойства, которые сформировались в процессе общественной жизни чел-ка. Они позволяют чел-ку жить в обществе, контактировать, взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности.

Понятие «индивидуальность» - совокупность индивидуальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от множества других. Личность является носительницей культуры. Культура не может реализоваться, а существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов. В ней культурные нормы, ценности, знания, смыслы воплощаются в конкретное поведение чел-ка в окружающей среде, его отношению к др. людям, к миру в целом.

Социализация – процесс формирования личности, формирования соц. свойств, качеств, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником соц. взаимодействия.

Инкультурация – процесс, посредством которого человек усваивает основные элементы культуры, ценности, нормы, знания.

Социализация, по содержанию – двусторонний процесс. С одной стороны, она состоит в передаче обществу исторического опыта, знаний, ценностей, а с другой стороны, в их усвоении индивидом. Она имеет огромное значение, как для общества, так и для отдельной личности. Успех социализации для личности означает: в какой мере она смогла реализовать свои способности и таланты. Соц-ция обеспечивает возобновляемость, воспроизводство соц. жизни. Для сохранения целостности общ-ва и единого культурного пространства чел-к должен усваивать в процессе соц-ции культурные образцы двух уровней. Во-первых, это норма, действующие в масштабах всего общества, во-вторых, нормы, традиции, обычаи того региона, в котором живет человек. В самом процессе соц-ции принято выделять несколько этапов. Основанием для такого деления является развитие тех или иных качеств чел-ка и характер его взаимоотношений с окружающей средой. Американский исследователь Колберг выделяет 3 основных уровня в развитии дух. личности:

1. доморальный (индивидуум руководствуется собственными эгоистическими соображениями)

2. уровень конвенциальной морали, которая ориентирована на заданные из вне нормы и требования.

3. уровень автономной морали (у чел-ка формируются устойчивые моральные убеждения и принципы, можно самостоятельно осуществить выбор)

Общая логика процесса соц-ции состоит в переходе от внешних к внутренним сознательным регуляторам поведения чел-ка. Мн6огие психологи Ж.Плаже, Л.Выготский. Этапы дух. развития личности синхронно совпадают с биологич. изменениями, существует устойчивая закономерная связь между уровнем дух. развития личности и ее возрастом и интеллектом. Процесс становления и развития личности в детские и юношеские годы происходит в результате взаимодействия биологич, возрастных и соц. факторов.

По мнению многих психологов и культурологов, социализация продолжается в течение всей жизни чел-ка:

- меняются соц. роли, которые выполняет человек, появляются новые должности, статусы

- глубокие изменения может претерпевать само общество

Еще по теме:

Паспорт сценически обработанного танца "Танец с пиалами"
Танец поставлен на основе движений бытовавших у юртовских татар Астраханской области в конце XIX в. начале XX в. Танец состоит из 4-х наигрышей: урам кий, кияусый, ак шатыр, чуранге. Музыкальное сопровождение: саратовская гармошка, кабал ...

Возникновение парикмахерского искусства
История парикмахерского ремесла берет свое начало с давних времен. Уход за волосами как ремесло явился результатом развития потребностей человека, возникших из желания украсить свою внешность. Понятие красоты в различных слоях общества б ...

Российский театр и драматургия 18-19 века
В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 году по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Акаде ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы