В давно прошедшие времена Киевской Руси, в IX-XIII вв., природные условия Восточно-Европейской равнины, ее климат, ее растительный и животный мир мало отличались от современного, но все же отличались. Почти вся территория Древней Руси, вплоть до лесостепной полосы, Киева и Чернигова, была покрыта дремучим лесом, остатком которого является современная Беловежская пуща.
Между мощными островами леса лежали бескрайние степи. Особенно большим лесным массивом был лес в низовьях Днепра, еще во времена Геродота (V в. до н. э.) носивший название Гилей (леса) и частично сохранившийся до конца XVIII - первой половины XIX вв., когда особенно интенсивная и хищническая рубка почти совершенно лишила наши южные степи былых лесных массивов и резко изменила их внешний облик.
Во времена Киевской Руси растительный и животный мир русской равнины был исключительно богат. Богаты были зверем и птицей и необозримые степи, и широкой полосой тянувшаяся с запада на восток - к Волге - русская лесостепь, и бескрайние леса средней полосы Восточной Европы, и далекий Север. О северном крае Руси ходили рассказы, рисующие его как своего рода пушное Эльдорадо.
Русский человек привык к пушному богатству родной земли, и поэтому в наших древнерусских источниках мы найдем не много мест, говорящих об этом изобилии. Зато иностранцы, посещавшие Русь и знавшие ее, поражались изобилию зверей и птиц.
Кормила русских людей не только пашня, но и лес, и река, и степь, и озера, а были времена, когда охота и рыболовство играли решающую роль.
Древнейшие сведения об охоте на Руси, заключенные в Повести временных лет, новгородской летописи, в восстанавливаемых учеными начальных летописных сводах, к которым восходят летописи, дошедшие до наших дней, в написанных на арабском языке произведениях восточных писателей и т.п., свидетельствуют о широко распространенной торговле мехами. Меха составляли предмет и внутренней и внешней торговли. Русские люди одевались в меховые одежды и украшали мехом одежды из материи. Чаще всего меха приобретали на торгу от охотников. Богатые люди носили бобровые и соболиные шапки и шубы, куньи меха, укрывались в собольи одеялы и т.д. Бедные люди довольствовались более дешевыми мехами и нередко носили меха ими же добытых животных. Среди простой чади сел и городов довольно широко были распространены медвежьи шубы, в те времена отнюдь не считавшиеся предметом роскоши.
Русский человек шел в лес за пушным зверем не только потому, что его привлекала возможность продать мех купцу, направлявшемуся со скорой в Царьград или Багдад, Раффельштеттен или Итиль на Волге. Охотиться за пушным зверем заставляла его и необходимость уплаты дани мехами. Дань взималась чаще всего мехами белок (по веверице от дыма) и куниц (по черне куне). В тех местах, где водились соболи, дань собиралась собольими мехами. [6, стр. 71, 73]
Еще по теме:
Этническая культура
Этническая культура – традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, нацеленная на воспроизведение в новых условиях исторического наследия этноса. Ее представители обладают унаследованными от предшествующих поколени ...
Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг
Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й рефор ...
Обоснование выбора принятой технологии
Делая вывод по анализу допускаемых методов, я выбрала метод литья в формы, изготовляемые вакуумно-пленочной формовкой, т. к. литье по выплавляемым моделям экономически нецелесообразно для моей работы. ...