Различают несколько видов монтажа документального кино

Информация о культуре » Особенности документального фильма "Пассажир поезда №12" » Различают несколько видов монтажа документального кино

Страница 1

1. Последовательный монтаж. При использовании последовательного монтажа эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю.

2. Параллельный монтаж. Чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. С помощью этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии действия.

3. Строящийся монтаж. Специально подобранным чередованием кадров можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того — значит по причине того».

4. Сравнительный монтаж. Сравнительный монтаж применяют для придания сценам эмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения. С его помощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные события.

5. Ассоциативный монтаж. Чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например, это могут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник. Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событий и явлений, символичности происходящего на экране.

6. Интеллектуальный монтаж. Целью интеллектуального монтажа является отображение мыслей, воспоминаний, устремлений человека. Часто сцену начинают и заканчивают наплывом кадров, отображающих реальные и мыслимые объекты.

Для придания фильму экспрессии, выразительности и яркости режиссер использует выразительные средства: контрапункт, метафору.

Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук).

Сергей Эйзенштейн пишет, что контрапункт может быть использован и внутри самой музыки, и в этом качестве музыка способна привнести на экран дополнительный смысл.

Соотнесение музыки с изображаемыми событиями по принципу выражения противоположного специалисты называют авторской оценкой. «Такое творческое звукозрительное решение может нести в себе моральный, философский или иронический подтекст, но во всех случаях это будет драматургическая музыка, ибо она раскрывает некую часть общего смысла сцены или эпизода, который режиссер намеревался выразить и передать зрителям». [8, с. 121]

Другое не менее выразительное, чем контрапункт, средство - метафора. Как говорит литературный словарь, метафора – это вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии.

Метафора – это язык образов. Данное выразительное средство применяется не только в художественном, но и в документальном кино. Метафора в документалистике, как правило, обращена к бытовому сознанию зрителя. В силу того, что сложные и замысловатые метафоры могут быть непонятны аудитории, авторы используют в своих работах устоявшиеся, привычные зрителю метафоры. Глаза - душа человека, черные тучи – опасность, часы – ускользающее время.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

"Золотой Век" музеев во второй половине xix - начале xx века в России
Становление музейного дела стран Европы в два больших этапа. Первый этап — от французской революции 1789 г. до Большой промышленной выставки 1851 г., второй — с 1851 г. до начала первой мировой войны. Из всех веков мировой истории, предш ...

Садово-парковое искусство Индии
Садово-парковое искусство - одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо - Даро и Хараме - и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева - древнейший индийский культ, воспри ...

Москва. Две столицы: духовное величие
В России всегда было так — город, претендующий на звание столицы, обязательно должен был исполнять роль не только политического, но и духовного, религиозного центра. Не случайно еще в годы феодальной раздробленности в каждом значительном ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы